За статус отдельного государства этой стране пришлось воевать с Пакистаном, даже не имеющим с ней общей границы
В марте Бангладеш отмечает День независимости. Мало кто знает, но за статус отдельного государства этой стране пришлось воевать с Пакистаном, даже не имеющим с ней общей границы.
В этом сражении между двух огней оказалась Индия. Она всячески помогала «молодой бангладешской демократии»... обернувшейся, конечно, типичной южноазиатской диктатурой.
130 способных парней...
Как же самая густонаселенная страна мира – если не считать городов-государств типа Сингапура – нашла свое место в глобальной экономике? Причем это место – в отличие от тех, кто пытается забраться в рейтинг благодаря торговле нефтью, – устойчивое и стабильное.
Началось со смешного. В начале 1970-х годов едва оправившаяся от войны с соседями Южная Корея увидела свое будущее в текстильной промышленности – и у дисциплинированных, склонных к рутинному труду корейцев дело пошло. До 40% экспорта страны в денежном выражении приходилось на продажу текстильных изделий, причем доминировала в этой сфере Daewoo Corporation.
В какой-то момент развитые страны, еще не подсевшие на иглу вывода производств на Юго-Восток Азии, озаботились проблемой внезапной конкуренции – и решили подрубить крылья взлетающему дракону. США и ЕЭС ввели ограничения на импорт одежды из Кореи.
Тут-то корейцы и обратили внимание на Бангладеш. Daewoo по контракту с компанией Desh Garments пригласила 130 способных парней из отсталой южной страны, чтобы те переняли опыт и организовали производство одежды под южнокорейским контролем в своей нищей стране. Обучение состоялось, но компании не пришли к заключению полноценного договора о сотрудничестве – в результате бангладешцы оказались без дела…
Последующее исследование выявило результат: 115 из 130 прошедших обучение граждан Бангладеш в ближайшие годы основали собственный бизнес на родине!
Трудно вспомнить другой случай столь же эффективного обучения за рубежом.
...и тысячи жестоких детей
Итак, семена текстильного мастерства посеяны. Но чтобы они дали всходы, нужно много работы – и работы дешевой, чтобы можно было конкурировать с теми же корейцами. А чей труд дешевле всего? Конечно, детский.
К началу 1990-х Бангладеш стала одним из лидеров рынка. И именно тогда встревоженные конкуренты начали бить в набат по поводу детского труда: как же так, мировые бренды размещают свои заказы в Бангладеш, а выполняют их 10-летние дети за еду! В 1993 году в США прошла пиар-компания против сети супермаркетов Wal-Mart: они торгуют одеждой из Бангладеш, как нехорошо, надо это прекратить! И США действительно приостановили экспорт из стран, где используется детский труд.
Вы уже догадались, к чему это привело? К снижению числа заказов и, как следствие, всплеску детской безработицы в Бангладеш. Дети не пошли в школы (в том числе и ввиду малого количества этих школ) – они стали устраиваться на еще менее престижные работы, просить милостыню, воровать, объединяться в банды. Американский экономист и публицист Пол Кругман, в будущем лауреат Нобелевской премии, провел масштабное исследование судеб детей, потерявших работу из-за американских активистов: практически у всех снизился уровень жизни.
Да, детский труд – не лучшая из идей, но бывает, что альтернативы – еще хуже. Одежда, которую вы носите, с высокой вероятностью пошита именно детьми и именно в Бангладеш – страна сейчас занимает, по разным оценкам, второе-четвертое места в мире по объемам продаж текстиля.
Детские коллективы жестоки – вспомните гибель 10-летнего мальчика с фабрики Jabeda Textile and Spinning Factory, в которого ровесники-сослуживцы вставили шланг, подающий воздух под высоким давлением.
Экономика против этики
После этого цивилизованный мир вновь начал активную кампанию против покупки одежды из Бангладеш. Однако распознать ее не так просто: китайцы и турки очень часто отдают полученные ими заказы на субподряд в Бангладеш, но ставят при этом свою маркировку.
Большинство «российских» производителей одежды также временами или постоянно пользуются услугами бангладешского пошива – и, конечно, не сообщают об этом конечному потребителю.
Базовые законы экономики гласят, что низкая стоимость рабочей силы – аргумент, с которым не справится никакая этика, никакие запреты. Бангладеш остается одной из самых бедных стран мира, и работа в текстильной промышленности считается здесь элитной. 75% жителей страны заняты в сельском хозяйстве, где работают практически за еду (Бангладеш потребляет все произведенное продовольствие, и этого все равно не хватает). Продажа одежды за рубеж дает не менее 80% доходов от общего экспорта страны (треть от этого объема – торговля с теми самыми США, которые так волновались по поводу Wal-Mart’а).
ДЛЯ СПРАВКИ: Бангладеш – восьмая по населению и 92-я по территории страна мира. Площадь Бангладеш равна площади Тюменской области с ХМАО и ЯНАО, а людей там в 50 раз больше.
Хорошо это или плохо, но без экспорта тканей и одежды странное государство под правым крылом Индии будет ввергнуто в самый настоящий голод.
Глобальный экономический дарвинизм диктует свои законы.