15 октября 1970 года впервые в советской истории был совершен успешный угон пассажирского самолета за границу, а террористы, отец и сын Бразинскасы, устроили на борту настоящую бойню, ранив несколько человек и убив 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко
В июле 1970 года группа из 16 советских граждан, хотевших эмигрировать из СССР, в аэропорту Ленинграда попыталась совершить захват воздушного судна. Но профессионально сработавшие сотрудники КГБ провели блестящую спецоперацию, задержав всех беглецов прямо на летном поле.
История широко освещалась в прессе, вызывая искреннее негодование. Кто бы мог подумать, что всего через три месяца гораздо лучше подготовившимся террористам удастся захватить самолет Ан-24 с 46 пассажирами и 5 членами экипажа.
От нацистского приспешника до советского зэка
Пранас Бразинскас родился в 1924 году в литовском городе Тракай. В 1944 году во время немецкой оккупации был призван на военную службу и собирал понтонные мосты для фашистской армии. Вернувшаяся в Литву советская власть не стала преследовать парня, который при первой же возможности помогал бойцам местного Сопротивления.
В послевоенные годы, однако, молодой мужчина работал в сфере снабжения и далеко не всегда ладил с законом. В 1955 году за служебные злоупотребления его приговорили к году исправительных работ, а в 1965 году заведующего магазином Бразинскаса посадили на 5 лет.
Досрочно освобожденному за примерное поведение мужчине запретили возвращаться в Литву, и он осел в узбекском Коканде, где начал спекулировать дефицитными товарами. В начале 1970 года к нему из Литвы переехал 15-летний сын Альгирдас. Цель визита до сих пор так и осталась секретом, но практически сразу же семейством заинтересовался КГБ.
Провалившиеся агенты западных спецслужб?
Некоторые источники утверждают, что Бразинскасы занимались подпольной антикоммунистической работой, но основной версией побега из страны считают безысходность отца, понимавшего, что в СССР его карьере уже ничего не светит.
Отец, как мозг и организатор побега, продумал все до мелочей. Ему удалось приобрести пистолет с достаточным количеством патронов, обрез охотничьего ружья и несколько гранат Ф-1 (сверхмощных «лимонок»).
Захватывать самолет бандиты решили в Грузии, из которой легче всего можно было достичь Турции, в то время не очень ладившей с Советским Союзом.
15 октября 1970 года Пранас и Альгирдас Бразинскасы без досмотра прошли на борт Ан-24, следовавшего по маршруту Батуми – Сухуми. Время стандартного полета не превышало 30 минут и многие из 46 пассажиров в тот день летели в столицу Абхазии лишь для того, чтобы поесть местного мороженого.
Героизм 19-летней стюардессы и летчиков
Примерно через 10 минут полета Пранас Бразинскас подозвал стюардессу Надежду Курченко и передал ей конверт с запиской, в которой говорилось, что самолет захвачен и должен следовать в Турцию.
Девушка попыталась предупредить об опасности командира экипажа, но Пранас Бразинскас решил ее остановить. В узком проходе перед кабиной пилотов 19-летняя комсомолка попробовала вырвать оружие из рук террориста, но получила две пули и скончалась, не приходя в сознание.
Захватив врасплох летчиков, бандиты потребовали отключить связь и следовать в Турцию. Командир корабля Георгий Чахракия попробовал заложить несколько крутых виражей, чтобы сбить бандитов с ног, но те в ответ открыли беспорядочную стрельбу.
Несколько мужчин из числа пассажиров также попытались оказать помощь в задержании террористов. И тогда пули полетели в салон. Позднее следователи насчитают в обшивке самолета 24 отверстия от пуль (некоторые источники утверждают, что 42).
Вернуть сограждан домой
Получивший пулю в позвоночник пилот все же смог посадить Ан-24 в турецком порту Трабзон.
Пранас и Альгирдас Бразинскасы заявили, что являются политическими беженцами, и сдались турецким властям. Раненым Георгию Чахракии, штурману Валерию Фадееву и бортмеханику Оганесу Бабаяну, а также нескольким пострадавшим пассажирам была оказана экстренная медицинская помощь.
Уже на следующий день Турция передала советским властям освобожденных пассажиров и членов экипажа, за исключением Валерия Фадеева, которому только сделали операцию на пробитом легком. Предварительно всем пассажирам предложили хорошенько подумать, хотят ли они возвращаться на Родину, но предателей среди них не оказалось.
А вот возвращать самолет и террористов никто так и не спешил. Ветераны спецназа рассказывают, что по личному указанию Брежнева министр обороны СССР Андрей Гречко даже приказал провести спецоперацию с использованием лучших специалистов ГРУ, которым любой ценой нужно было вернуть Ан-24 на родину.
Спецназовцы нелегально проникли на территорию сопредельного государства, прибыв в Трабзон 20 октября. Но опоздали. Всего за несколько часов до этого турки передали похищенный самолет советским властям.
Преступные фигуры большой политической игры
Вокруг судьбы Бразинскасов развернулась серьезная политическая игра. Под влиянием американцев турки так и не вернули террористов на родину, осудив их по законам своей страны.
Пранаса и Альгирдаса признали борцами с коммунистическим режимом, осудив на 8 лет и 2 года соответственно. Уже через 2 года они попали под действие амнистии и вышли на свободу. Опасаясь преследования, они в течение четырех лет скрывались в Турции, после чего транзитом через Венесуэлу добрались до США.
Им удалось убедить миграционные врасти этой страны в необходимости предоставления политического убежища. Пранас и Альгирдас попали под действие закона о защите свидетелей, сменили имена и поселились в глубокой американской провинции.
На неоднократные запросы советской стороны о выдаче преступников власти США неизменно отвечали, что не владеют информацией о месте их пребывания.
Бог шельму метит
Проявившую настоящий героизм Надежду Курченко похоронили в Комсомольском парке Сухуми. О ее судьбе на киностудии имени Довженко в 1973 году сняли художественный фильм «Абитуриентка», Почта СССР даже выпустила именной конверт с ее портретом.
Казалось, что за ее смерть отец и сын Бразинскасы так и не ответят, но справедливость все же восторжествовала. В феврале 2002 года мир облетело известие о том, что Альгирдас Бразинскас, проживавший в калифорнийском городке Санта-Моника и имевший новое имя Альберт Виктор Уайт, совершил жестокое убийство Пранаса Бразинскаса (Фрэнка Уайта).
Альгирдас размозжил голову отца восемью ударами гимнастической гантели (некоторые источники сообщают о бейсбольной бите) после того, как 78-летний старик направил на него ствол своего пистолета.
Американские присяжные не нашли смягчающих обстоятельств, и Альберт Виктор Уайт отправился в тюрьму на 20 лет. Позднее сообщали, что срок «скостили» до 16 лет, и в 2018 году Альгирдас должен был выйти на свободу. Если не погиб в американской тюрьме.