Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми

чудо в андах
Выжившие в авиакатастрофе игроки уругвайского регбийного клуба / Источник: elselvatico/Instagram*
Чилийская поговорка гласит: «Анды никогда не отдают то, что забрали», но в этот раз даже великие горы вынуждены были отступить, даровав свободу 16 мужественным парням

Они пробыли в снежном плену 72 дня, питаясь останками своих товарищей, но стали настоящими христианами и сегодня активно пропагандируют донорство органов умирающими.

История выживания пассажиров разбившегося в Андах самолета Fairchild FH-227D настолько невероятна, что даже католическая церковь признала это настоящим чудом, освободив оставшихся в живых людей от греха каннибализма.

Тот самый самолет. Источник: Wikipedia.org
Тот самый самолет. Источник: Wikipedia.org

Пропавшие среди горных вершин

13 октября 1972 года самолет Fairchild FH-227D, в котором на регбийный матч летела юниорская команда «Старые христиане» (Old Cristians Club) из Монтевидео (Уругвай), пропал с радаров диспетчерских пунктов.

В чилийский город Сантьяго самолет, на борту которого кроме молодых регбистов находились их родители и спонсоры (всего 45 человек), так и не прибыл, а все попытки связаться с экипажем по рации не увенчались успехом.

Спасательные самолеты Уругвая, Аргентины и Чили немедленно вылетели на поиск, но в течение нескольких дней так и не смогли обнаружить даже малейших признаков пропавшего самолета и его пассажиров.

Обломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org
Обломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org

Сложность поисковой операции заключалась в том, что район предполагаемого крушения находился в высокогорьях Анд, а белый фюзеляж потерпевшего крушение воздушного судна сливался с обильным снегом, накопившимся за долгую южноамериканскую зиму.

Через 8 дней поиски признали бесперспективными. Спасатели посчитали, что продержаться такое время при 30-40 градусных морозах невозможно, а всех находившихся на борту людей объявили пропавшими без вести.

В снежном плену

Полет над Андами ранней весной, а в Южном полушарии весна соответствует нашей осени, всегда сопровождается с огромным риском. Не поднимающимся на огромную высоту небольшим самолетам приходится лететь в условиях плохой видимости, уклоняясь от снежных циклонов.

В тот день экипаж слишком поздно заметил одну из вершин, отвернуть от которой было уже невозможно. Пилот попробовал набрать высоту, но все же ударился о самую кромку горного пика. Самолет разломился на две части.

Хвост и крылья мгновенно отлетели, а фюзеляж покатился с горы, застряв в небольшом ущелье на высоте 3600 метров над уровнем моря.

Лайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org
Лайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org

Толстый слой снега несколько смягчил удар, но большинство пассажиров получили тяжелые травмы и увечья. Двенадцать человек умерли сразу, а еще пятеро скончались уже на следующий день.

Ужас ситуации заключался в том, что весь багаж с теплыми вещами, аптечками и запасами еды остался в пропавшем хвостовом отсеке. По ночам люди сбивались в большую кучу, используя вместо одеял обшивку кресел, а чтобы обогреть замерзшие конечности просто мочились на них.

Выжившим достались лишь несколько плиток диетического шоколада, луковые крекеры и пять бутылок сухого вина. Благо, что яркое высокогорное солнце позволяло превращать в воду снег, разложив его тонким слоем на металлические листы.

Каннибализм поневоле

Люди сумели починить разбитую бортовую рацию, которая отлично принимала сигналы, но ничего не могла передавать сама. Оставшиеся в живых пассажиры, которые поровну разделили между собой скудные съестные запасы, слышали новости о поисковой операции и на 11-й день узнали об ее полном прекращении.

К тому времени запасы еды окончательно растаяли и шансов на выживание уже не оставалось. Кому первому пришла мысль питаться телами погибших товарищей по несчастью, — неизвестно.

Подавляющее большинство выживших были искренне верующими католиками. Сначала они категорически отказались от этого предложения, но затем пришли к выводу, что такой каннибализм поневоле чем-то напоминает Причастие Христово.

Среди потерпевших крушение были два студента-первокурсника из медицинского колледжа Монтевидео. Они оказывали помощь пострадавшим, накладывая на переломы шины из подручных материалов и помогли рассчитать рацион экономного питания из человеческого мяса.

Каждый выживший получал не только мякоть, но и куски содержащих углеводы печени и мозгов, а также растертую в порошок костную ткань. Она должна была восполнить потребности человеческого организма в микроэлементах.

Снежная лавина, пополнившая запасы съестного

29 октября по обломкам самолета ударила сошедшая с гор лавина. Она убила еще восемь человек, а остальные на трое суток оказались заблокированными в фюзеляже. Только ценой неимоверных усилий людям удалось выбить окно кабины пилота, и выбраться наружу. Оставшиеся в живых стали ждать прихода лета, когда можно было бы совершить попытку перейти Анды и сообщить миру о собственном существовании.

Самые сильные несколько раз отправлялись на поиски хвостового отсека и, в конце концов, им удалось его обнаружить. В багаже находились теплые вещи, а также сигареты, шоколад, лекарства и многое другое.

Использовать единственный шанс на спасение

С наступлением южноамериканского лета, когда немного потеплело, и ночная температура воздуха перестала опускаться ниже -20 градусов по Цельсию, было решено снарядить экспедицию, отправив в нее самых сильных и выносливых.

В ноябре скончались еще два человека, а 11 декабря из-за заражения крови умер Нума Туркатти, став последней жертвой катастрофы.

Уже на следующий день Нандо Паррадо, Роберто Канесс и Антонио Висинтин выступили в самый сложный в своей жизни поход. При себе они имели несколько носков, плотно набитых отборной человечиной, а также специально сшитый из подручных материалов спальный мешок.

Через несколько дней обессилевший Антонио вернулся обратно, но двое остальных все же сумели через 9 дней пути встретить одинокого чилийского пастуха Серджио Каталана.

Нандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.org
Нандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.orgинт

Уже на следующий день к месту трагедии прибыли первые спасательные вертолеты. В течение двух дней удалось спасти и вывезти в госпитали всех выживших в этой чудовищной катастрофе.

Через несколько дней на место крушения прибыла еще одна экспедиция, которая провела общее захоронение несъеденных останков. Их собрали в одном месте и привалили крупными валунами, установив сверху железный крест.

Пример для подражания

Новость о чуде в Андах мгновенно облетела мир. Все хотели хоть чем-то помочь пострадавшим, которых приходилось лечить от тяжелейшей горной болезни, цинги, обезвоживания, обморожений, дистрофии и, самое главное, от психологических травм.

Католическая церковь впервые в своей истории заявила, что в поедании тел умерших нет ничего плохого. Но самую главную поддержку им оказали родители погибших и съеденных товарищей, принявшие выживших молодых людей как своих детей.

Проведенные в снежном плену 72 дня полностью изменили психологию юных регбистов, которым на момент трагедии было от 18 до 22 лет. Большинство из них стали врачами и психологами, решив по возможности помогать другим людям.

Об этой истории написано несколько книг, а в 1993 году в США даже сняли художественный фильм «Живые», который невозможно смотреть без слез и эмоций.

Братская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org
Братская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org

В 2009 году выжившие поддержали программу уругвайского Национального института донорства и трансплантации, предлагающую каждому желающему подписать «Договор с жизнью» и завещать после смерти собственные органы медицинским учреждениям…





*Организация запрещена на территории РФ


Путешественники Сергей Федотов и Алена Калагурова погибли при крушении частного самолета в Приморье
Пассажирский лайнер «Сухой Суперджет-100» разбился в Подмосковье