Зачем перспективная спортсменка сбежала из Москвы в деревню
Какой биатлон?! Лучше бы мамочки мне по восемь крольчат рожали
Москвичку Анечку ПОГОРЕЛОВУ папа - тренер по горным лыжам в шесть лет отдал в большой теннис. Девочка махала ракеткой до 12 лет, но ей не очень нравилось. Да и затратный это вид спорта, посылать дочку на турниры семья себе позволить не могла. Бросив теннис, Аня перешла в секцию биатлона. В новом виде пришли успехи: в 2009 году девушка становится чемпионкой мира среди юниоров в эстафете. После этого 19-летняя Анна… завязывает со спортом. Раз и навсегда.
Анна вышла замуж, родила сына и дочь. И начала путь к своей мечте: переехать в деревню. Погорелова решает, что займется разведением кроликов. Продает квартиру в Москве, покупает участок земли в 11 гектаров, но тут случается обвал курса рубля. Денег на оборудование уже не хватает. Поразмыслив, Погорелова продает еще одну квартиру, доставшуюся от дяди. Параллельно подает документы на субсидию и на грант по государственной программе. Деньги получает. Но из первого поголовья кроликов половина по нелепой случайности погибает. До этого Аня попадает в серьезную аварию. К тому же, не разделив идею деревенской жизни, от нее уходит муж. Любой другой решил бы: это знак, остановись! Наша героиня считала иначе.
Белые, но не пушистые
В гости к Анне Погореловой мы отправились погожим весенним деньком. В селе Непецино остановились возле пожарной части, где условились встретиться. Пейзаж типичен: размытая дорога, огромные лужи, сухой бурьян да малопривлекательного вида коровник. Теперь там кроличья ферма. Ее хозяйка выходит из авто и, кивнув, решительно шагает выяснять, что за «газель» с рабочими припарковалась у торца ее здания. Высокая, стройная, темноволосая красотка в белых джинсах посреди весеннего деревенского бездорожья. Впечатляет.
В «предбаннике» фермы надеваем халаты. В голове свербит неистребимое «кролики - это не только ценный мех…». Поэтому первый вопрос срывается с языка сам, как только мы видим животных.
- Что это они у вас все белые и не очень пушистые? Порода такая?
- Это итальянский мясной гибрид. Выведен селективно по материнским качествам, чтобы мамочки могли до десяти крольчат выкармливать.
- То есть разводите на мясо. Шкурки, что же, не ценятся?
- У них скорее пушок, а не мех. Как ангора. Я сейчас думаю, как это использовать, может, валять его. Вообще такие шкурки китайцы забирают - на замшу. Но у нас объемы не те. Так-то много чего, кроме мяса, можно использовать. Вот навоз, например, - по микроэлементам лучше птичьего, по органическим веществам наравне с конским. Урожайность ягод чуть не в десять раз повышает.
- Так у вас тут полный цикл?
- Забой пока у партнеров делаем. Но собираюсь здесь убойный цех наладить и переработку. Я продаю бедра и голени задних ног, филе - готовятся они 15 минут, хозяйкам удобно.
В ближайшей к нам клетке крольчонок разыгрался: скачет через отверстие в перегородке туда-сюда. Представить его в виде голеней и филе невозможно, хоть я и не вегетарианка.
- Вам их не жалко?
- Конечно, я люблю животных. Но без сентиментальности. Понимаю, ради чего все это. Не затем, чтобы сверхприбыли получать. А обеспечить рабочие места. Доказать людям, которые со мной всю жизнь прошли, что все возможно. Да и вообще, это лучшее и самое полезное мясо. Я хочу сделать его доступным всем.
- Согласитесь, нет у нас привычки кролика есть. Лично я ни разу не пробовала.
- Честно? Я первый раз попробовала, когда уже решила заниматься кролиководством. Но ведь раньше у нас и культуры потребления индейки не было. И курицу исключительно целиком покупали. Если есть запрос на качественное мясо, а я готова его удовлетворить, то люди потянутся ко мне за этим продуктом.
Счастье не отнять
Мы разговариваем уже полчаса, стоя между рядами клеток. Я вдруг осознаю, что неприятного запаха в помещении нет. Хомячки в квартирах сильнее пахнут, чем несколько сотен Аниных кроликов.
- У нас уникальная система вентиляции, - поясняет Погорелова. - Кролики не дышат тем, что, так сказать, производят. Это влияет на качество мяса. Представьте, в деревянных клетках они сидят, там все пропитывается экскрементами. А у нас санация, все вычищается. Поэтому мы без антибиотиков обходимся.
Моя собеседница пускается в рассказ о системах вентиляции, комфортном микроклимате. Сыплет малопонятными городскому человеку терминами. Как по мне, ее доклад тянет минимум на дипломную работу в какой-нибудь сельхозакадемии.
- Откуда вы все это знаете?
- Я же этим занимаюсь несколько лет. Сначала, конечно, в Интернет полезла. Заказывала проект компании одной: взяли 130 тысяч и рассказали, что такое кролики и как их кормить. От практики это так далеко! Так что я просто начала поэтапно решать проблемы. Есть задача уложить в шесть миллионов свой проект. Ищешь подходящее здание, оборудование и т.д. Тут падает курс рубля. Появляется новая проблема - решаешь ее. Жизнь сама ставит задачи. Например: мы находимся в населенном пункте. Поэтому не можем выгребать навоз на улицу и хранить его. Вот и придумали уникальную систему: он лежит по полгода под клетками, постепенно превращаясь в торф, а наша система вентиляции не дает распространяться запаху. Этот способ отвечает всем нашим условиям. И так во всем. Я уверена: когда человек чувствует какую-то потребность и делает первые шаги, все складывается в его пользу. Прямо чудеса происходят, находятся партнеры, среда вокруг него начинает меняться.
- Да на что вам в навозе копаться? Сдали бы квартиры и жили в деревне.
- Мне важно что-то делать. Я хочу донести до людей свою жизненную позицию. Ведь многие путаются в том, что такое счастье. И оно постоянно от них ускользает. Купили четвертый айфон, а через год вышел пятый. А 99 процентов моего счастья составляют поле, небо - то, что невозможно отнять, в какой бы ситуации ни находился. У меня был тяжелый период, и были препятствия на пути, словно каждый раз мне задавали вопрос: ты уверена, что тебе это нужно? Зато за это время со мной остались только те люди, которые в меня верят, уважают, разделяют мои принципы.
Видит цель, верит в себя
- Я так понимаю, по биатлону не скучаете?
- Конечно нет!
- А как же мечта всех спортсменов - олимпийская медаль?
- Олимпийских чемпионов много, а счастливых людей из них единицы. Если ты победил в биатлоне, это значит, что просто кому-то повезло меньше с ветром, кому-то с лыжами, кто-то сегодня был не в настроении. Это не Исинбаева - прыгнула, и тебя еще 50 лет не могут перепрыгать. Биатлон - другая история. Я тогда чувствовала множество потребностей. И понимала, что время уходит. Способность, обучаемость, гибкость в 20 лет одно, в 27 совсем другое. Мне хотелось многое успеть. Поэтому я поставила точку и пошла дальше.
- Ну хоть на лыжах бегаете, в тир ходите?
- Два с половиной раза встала за эти шесть лет. Я восхищаюсь людьми, которые могут получить удовольствие от похода по лесу. Когда ты помнишь ощущения мышечной формы, насладиться своей слабостью довольно сложно. А тир… Вы не представляете, сколько патронов я отстрелила за свою жизнь! Мне хватило.
- Даже по телевизору соревнования не смотрите?
- Когда завязала, было очень больно смотреть, как ребята оправдываются: мол, мне не повезло или я сейчас в недостаточной форме. Через два года после рождения второго ребенка иногда стала поглядывать. Сейчас же там все мои бегают - с Максимом Цветковым, Тимохой Лапшиным в одной команде были. Но я уже не оцениваю их, просто смотрю. Весной была на свадьбе Димы Малышко. Окунулась в эту атмосферу. Только у меня уже пять жизней прошло, а у ребят ничего не меняется. Душой отдохнула, конечно, но назад не хочу.
- Не переживаете о скандалах, о допинге?
- А что переживать. С допингом все понятно, это чисто политическая история - всегда была и будет. Я же не могу изменить ситуацию. Я волнуюсь, чтобы мамочки рожали по восемь крольчат, сейчас это важнее.
- Детей в спорт отдадите?
- Дочку нет, думаю, что ей трудолюбие лучше привьет музыкальная школа. А сына хотелось бы в греко-римскую борьбу. Не профессионально, нет. Хотя, если захочет, я не буду препятствовать.
- Крольчатину часто едите?
- Теперь да. Раньше курицы много ела, теперь заменила ее кроликом. Во всех видах его делаю. Очень люблю голени, суп варю, бедра вкусно получаются в луковом соусе с красным перцем. Салат потрясающий с филе. Печень в карамели из апельсинового сока и сахара. Я фанат своей продукции. Такое дело и искала, о котором смогу с удовольствием рассказывать.
Анна, действительно, фанат, и, к счастью, не фанатик. Просто поставила цель и идет к ней, словно спортсмен на трассе. Вышел - значит беги и стреляй, иначе никак. Планы у нее грандиозные: производить 55 тонн мяса в год, наладить собственные продажи, заняться органическим растениеводством. Погорелова возмущается: фермеры сдают крольчатину в магазины по 380 рублей за кило, а к потребителю она приходит по 800 - 1000 рублей. Переживает, что покупателю, то есть нам с вами, дорого. И хочется изо всех сил пожелать ей удачи. Не потому, что полюбила крольчатину (я ее так и не попробовала), а потому, что именно на таких людях все держится.
Прикинь
Согласно статистике, в Европе съедают ежегодно до 5 кг кроличьего мяса на душу населения. В России - 17 г.