Каждый год российские операторы связи с глубоким прискорбием списывают абонентам все долги более чем трёхлетней давности
Каждый год российские операторы связи с глубоким прискорбием списывают абонентам все долги более чем трехлетней давности, к чему их обязывает действующее законодательство. Однако в 2017 году им удалось перевернуть ситуацию самым неожиданным образом.
«Ростелеком» и «Вымпелком» (более известный под именем «Билайн») почти синхронно сообщили абонентам о том, что списанная задолженность есть ни что иное как доход физического лица, с которого надо заплатить налог. Со стороны операторов связи это выглядит обычной мелочной местью: во-первых, из-за странной синхронности этих предупреждений, а во-вторых, из-за того что закон, позволяющий приравнивать неоплаченные услуги к прибыли, начал действовать ещё 1 января 2016 года.
Но главное, что в российских условиях сотовые операторы куда чаще должны своим абонентам, нежели наоборот. За прямые «ошибочные» списания (кто с этим не сталкивался?), за временные перерывы в связи, за предоставление услуг ненадлежащего качества или подключение платных услуг без ведома абонента... Но по этим делам мало кто подает в суд, а если и подаёт, то решаются такие вопросы лишь в пользу одного конкретного жалобщика; на всех остальных пострадавших это никак не сказывается, и оператор таким образом получает не декларируемый, а значит, и не подлежащий налогообложению доход.
ДЛЯ СПРАВКИ: На конец 2014 года объем задолженностей физлиц перед операторами, просроченных более чем на 90 дней, составлял около 20 млрд руб., и можно смело предположить, что с тех пор он увеличился. Официальных данных о том, какая часть этой суммы приходится на долги с просрочкой более трёх лет, пока нет, но понятно, что если человек не платит за связь три месяца, он, скорее всего, уже давно пользуется услугами другой компании и не горит желанием расплачиваться с предыдущим оператором.
Механизмы возникновения задолженностей абонентов перед операторами тоже вызывают много вопросов.
Так, значительная доля долгов, накопившихся за предыдущие годы, образовалась при пользовании услугами компании за границей по неадекватным роуминговым ставкам. Но главной проблемой является привычка операторов списывать деньги с неактивных сим-карт, уводя их тем самым в «минус» (при наличии в вашем тарифе абонентской платы она может еще некоторое время начисляться, если вы не расторгли договор).
По такой логике неплательщиками могут являться десятки миллионов россиян — особенно те, кто по каким-то причинам часто менял номера.
КСТАТИ: Если вдруг на неиспользуемом счету добросовестного ранее абонента остались какие-то деньги, операторы обычно не стесняются присваивать их уже через полгода «молчания». Зато о недоимках помнят и через три года.
За налогами последуют штрафы
Надо добавить, что тринадцатью процентами от несуществовавшего «дохода» счастливые неплательщики вряд ли отделаются. Скорее всего, они не уплатят НДФЛ в срок (ну кто из вас после прочтения этой статьи побежит выяснять, есть ли у него долги?), после чего автоматически пойдут по 122-й статье Налогового кодекса «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)». Последняя карается штрафом в размере 20% от неуплаченного сбора. Или в 40%, если её признают умышленной.
Тем временем умышленность деяния вряд ли вызовет сомнения в налоговой — ведь операторы связи опубликовали свои предупреждения. Так что не полагайтесь на русский авось. Зайдите с паспортом в салоны тех компаний, услугами которых пользовались в прежние годы — вам покажут ваш счет.
ДЛЯ СПРАВКИ: С неуплатой НДФЛ можно доиграться и до Уголовного кодекса, но, к счастью, его 198-я статья говорит лишь о суммах от 900 тыс. руб. за три года подряд — таких неплательщиков-рекордсменов у операторов связи, должно быть, единицы.
Что еще с вас взять, дорогие россияне?
По степени своей абсурдности ситуацию можно сравнить с самарской историей, когда налоговики или антимонопольщики запретили футбольному клубу «Крылья Советов» в рамках привлечения зрителей на стадион пропускать женщин бесплатно или установить символическую цену в 10 рублей за билет. Почему? Потому что это демпинг, господа, предоставление услуг ниже их себестоимости, за что полагается нешуточный штраф. Жаль, ребята не догадались, что с женщин надо было взять ещё и НДФЛ — ведь разница между 10 рублями и обычной стоимостью билета есть их несомненный доход.
По этой логике облагать налогами или штрафами можно что угодно. Льготники, например, пользуясь правом бесплатного проезда на общественном транспорте, каждый раз получают доход в виде стоимости этого проезда, поэтому имеет смысл автоматически вычитать 13% НДФЛ из их пенсий. Зато «попавшим под санкции гражданам» — среди которых, поверьте, нет ни одного бедняка — предлагают разрешить не платить НДФЛ в России, если у них есть доходы в других странах. Автор соответствующего законопроекта, самозваный «мастер спорта по шахматам» Андрей Макаров, обвинил противников этой идеи в «нелюбви к России».
* * *
Между тем настоящая любовь к России выглядит, как нам кажется, несколько иначе.
Почему бы нам — следуя логике налоговиков — не взять подоходный налог и налог на прибыль с тех стран, которым Россия простила международные долги? Например, с Кубы (списано 31,7 млрд долл. долга), или с Ирака (21,5 млрд), или с Монголии (11,1 млрд)? Долги же списали? Списали. Доход доказан? Доказан. Получен он был в России? А где же еще! Так платите налоги, ребята.
Понятно, что по суверенным долгам приняты несколько иные системы расчетов, но факт остается фактом: Россия почему-то всегда — при любом режиме, от ультрапатриотического до западнического — в мирное время склоняется перед чужими и предпочитает бить своих.
... Например, людей, выбросивших сим-карту из-за постоянного грабежа со стороны оператора.