Как Уинстон Черчилль спас от уничтожения армянский коньяк и его создателя
Его элитные напитки пользовались неслыханным успехом на дипломатических приемах, а сэр Уинстон Черчилль однажды посоветовал: «Никогда не опаздывайте к обеду, курите гаванские сигары и пейте армянский коньяк».
Так получилось, что именно знаменитый британский политик, даже не зная об этом, спас «отца армянских коньяков» Маркара Сердракяна от печальной участи в 40-е годы.
Особый талант
Переживший геноцид армянского народа Маркар Седракян родился в 1907 году в находившемся на территории Османской империи селе Хараконис. А вырос в ереванском детском доме, куда его удалось доставить с сотнями других детей, лишившихся родителей.
В 23-летнем возрасте Маркар окончил сельскохозяйственный институт, а всего через пять лет разработал купаж первого советского коньяка высшего сорта. Он очень хотел дать новому напитку название «Армения», но знающие люди убедили остановиться на нейтральном названии «Юбилейный». И правильно сделали: в 1937-38 годах вполне можно было стать фигурантом уголовного дела о национализме.
К 1940 году совсем молодой 33-летний мужчина уже считался лучшим дегустатором коньяков в Советском Союзе, став главным инженером-технологом Ереванского коньячного завода.
Он изобрел новую технологию приготовления коньячных спиртов, подарив миру коньяки «Отборный» (1939) и долгожданную «Армению» (1940).
Лишил фронтовых «ста грамм»
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война могла поставить жирный крест на всем коньячном производстве Советского Союза. Товарищ Сталин лично распорядился, чтобы все заводы, выпускающие спиртные напитки, перешли в разряд военных.
Их полагалось заминировать и взорвать в случае внезапного нападения со стороны Турции или Японии. Уверенный в своей правоте Маркар Седракян отказался выполнить такой приказ и собственноручно сдал взрывчатку в НКВД. Через 6 лет это ему аукнулось увольнением и арестом.
Главный дегустатор страны совершил еще одно должностное преступление. Дело в том, что все простые спирты полагалось отправлять на фронт, где они выдавались солдатам перед атакой. Коньячные спирты выдавались офицерам и генералам. На заводских складах должны были оставаться только ранее выпущенные готовые коньяки.
Маркар Седракян использовал все свое обаяние, чтобы убедить сотрудницу Центральной дегустационной комиссии товарища Снеговскую незаконно напечатать 1000 этикеток якобы выпускавшегося с марта 1941-го, но реально не существующего коньяка «Арташат». Под этим названием удалось сохранить лучшие коньячные спирты СССР, что впоследствии сыграло огромную роль для повышения престижа нашей страны.
Напиток для премьер-министра
В 1942 году Маркар Седракян создает уникальный 50-градусный коньяк «Двин», который впервые был представлен на Тегеранской конференции 1943 года. Его в качестве подарка преподнесли Уинстону Черчиллю, который в те дни отмечал свое 69-летие. Когда британский премьер попробовал этот напиток, то заявил, что больше не прикоснется к другим коньякам.
Вплоть до самой смерти в 1965 году он ежеквартально получал из СССР посылки с 10 ящиками (каждый по 20 бутылок) этого, как он говорил, «божественного напитка».
Историки утверждают, что, когда на 75-летие Уинстона Черчилля Сталин прислал ему в подарок 75 бутылок «Двина», уже лишившийся своего поста премьер Великобритании сильно сокрушался, что ему исполнилось не 100 лет.
Заграница нам помогла
В конце 1940-х годов Уинстон Черчиль попросил передать Сталину, что качество присылаемого ему коньяка «Двин» резко ухудшилось. Любитель сухих вин Иосиф Виссарионович, периодически позволявший себе опрокинуть рюмку-другую хорошего коньячка, потребовал немедленно разобраться.
Служебное расследование показало: проблема возникла из-за того, что дегустаторы не знают правильной технологии создания нужного купажа, а Маркар Седракян в Ереване больше не работает. За нарушения приказов и «махинации» 1941 года его арестовали и выслали в Сибирь.
Но в Сибири его тоже не было! Выяснилось, что Анастас Микоян, работавший министром внешней торговли СССР, вместо Сибири перенаправил своего друга в Одессу, поставив задачу поднять местный коньячный завод. Когда сотрудники НКВД разыскали Маркара Седракяна, он уже успел создать местные коньяки «Украина» и «Одесса».
Достаточно неожиданно он категорически отказался возвращаться в Ереван, пока его ссылку не засчитают как командировку и не выплатят причитающиеся денежные средства. Деваться было некуда. Власти пошли на все условия лучшего дегустатора страны.
Бог коньячного искусства
После возвращения в Ереван мастер восстановил купаж армянских коньяков, создав такие марки элитных напитков, как «Ереван», «Арарат», «Праздничный» (Десертный), «40 лет», «Наири», «50 лет». Только в 1967 году появился существовавший 26 лет лишь на бумаге «Ахтамар», а уже после смерти мастера – «Васпуракан». За высокий профессионализм и огромные заслуги перед Родиной в 1971 году Маркару Седракяну присвоили звание Героя Социалистического труда.
Великий мастер прожил 66 лет, а созданные им коньяки еще долгие годы получали наивысшие награды на международных выставках. Маркара Седракяна в Армении чтут как народного героя, а в 2007 году к его столетию даже выпустили специальную почтовую марку.