Мата Хари: стриптизерша-легенда, которая никогда не оголяла грудь
Первый фильм о ней вышел в 1919 году, через два года после ее казни. Виртуозная танцовщица, коварная соблазнительница, ловкий двойной агент - как упустить возможность сплести в одной героине кровь и любовь на фоне эффектных восточных танцев и эротических сцен!
7 августа 1876 года в голландском городе Леуварден появилась на свет девочка, которую назвали Маргарет Гертруда. Ее отец Адам Зелле был владельцем шляпного магазина, а еще удачно вложил средства в нефтяную компанию, так что семья не бедствовала. Папа обожал единственную из четырех детей дочь, баловал ее, и Маргарет с детства привыкла быть в центре внимания. Ее отдали в хорошую гимназию, где она освоила английский, французский и немецкий языки (потом ей эти знания выйдут боком). Но когда девочке было 13, отец разорился. Через два года умерла мать. Маргарет оказалась в Гааге у своего дяди. С этого момента каждый поворот в ее жизни становился роковым и приближал безвременную и бессмысленную смерть Маргарет Гертруды Зелле.
Поворот первый: замужество
В Гааге и расположенном близ нее морском курорте Схевенинген отдыхали от тягот службы в Ост-Индии офицеры голландской колониальной армии. Мужчины в мундирах впечатлили 18-летнюю Маргарет, позже она признавалась, что устоять перед военным не в силах. Однажды девушка прочла в газете брачное объявление 38-летнего офицера Рудольфа Маклеода. Ответила ему, через шесть дней после первого свидания они объявили о помолвке и еще через три месяца сыграли свадьбу. Их сын родился в Голландии, дочь - на острове Ява, куда направили Рудольфа. Потом переехали на Суматру. Там случилась трагедия: кто-то отравил детей. Мальчик, которому было 2,5 года, умер, девочка выжила. Грешили на няньку, якобы отомстившую хозяевам за своего жениха - слугу, которого Рудольф то ли избил, то ли обругал. Ходили слухи, что у Рудольфа были шашни с нянькой, и яд подсыпал обманутый жених. Как бы там ни было, отношения супругов, и до того не идеальные, разладились. Через несколько лет Рудольф вышел на пенсию, и они вернулись в Амстердам. Развелись. Дочь осталась с матерью, но ведь нужно было искать работу. Она отправила девочку к Рудольфу - у того хотя бы пенсия была - и решила попытать счастья в Париже.
Поворот второй: восточные сказки
Куда податься молодой красотке во французской столице начала 1900-х? Конечно, на Монмартр, в натурщицы. Однако оказалось, что занятие это малоприбыльное, к тому же художники не оценили Маргарет из-за ее маленькой груди. Были еще кабаре и театры. Но наша героиня понимала, что двигается она так себе. Впрочем, мысль о сценической карьере прочно засела в ее голове. Пусть она не очень хорошо танцевала, зато знала, как это делают аборигены Явы и Суматры, сносно говорила на малайском языке, умела эпатировать и не страдала комплексами. Париж начала ХХ века жаждал экзотики - и он ее получил.
В начале 1905 года в салоне мадам Киреевской Маргарет впервые появляется перед гостями. Откровенный наряд, звенящие при движении браслеты, прозрачные струящиеся покрывала и эффектный финал: ткань сползает на пол, обнажая стройную фигуру. Пожалуй, это был первый сеанс стриптиза в мире. На месте остался только лифчик: Маргарет всю жизнь помнила, как ее грудь отбраковали художники, и никогда ее не открывала. Потом пустила слух: мол, в порыве ревности муж откусил ей сосок, вот и приходится скрывать.
На вечере оказался Эмиль Гиме - богатый промышленник и коллекционер, построивший музей восточного искусства для своей частной коллекции. Это он предложил леди Маклеод (Маргарет легко присвоила себе титул) сменить имя. Так миру явилась Мата Хари.
Поворот третий: успех не вечен
Признание было мгновенным и грандиозным. Газеты захлебнулись восторгом.
- Эта женщина приехала в драгоценностях и духах в Европу, чтобы внести струю богатства восточных красок в пресыщенное общество европейских городов, - писал английский еженедельник King.
Мата Хари представлялась дочерью яванских аборигенов, проданной в рабство белым и сбежавшей на свободу. Или отпрыском английского офицера и индуски, учившейся танцам в секретных храмах бога Шивы. Маргарет не заботит правдоподобность, она плывет по течению. Масла в огонь подливают журналисты и те, кому еще не довелось побывать на представлении. Ползут слухи один вычурней другого. Но Мате Хари это на руку. Ее наперебой приглашают выступить, мужчины заваливают деньгами и драгоценностями. Это то, о чем Маргарет мечтала: мир вращается вокруг нее. И как легко она это получила! Всего-то «грациозными движениями сбрасывая с себя вуали» - так обрисовала ее танец французская писательница Габриэль Колетт.
Мата Хари понимает, как важны для нее слухи, сплетни, любые разговоры, в общем, то, что позже назовут пиаром. Но ей и в голову не приходит, что когда-нибудь она наскучит публике. Реальная Маргарет далека от образа прагматичной женщины-вамп, который ее потом изобразили в кино. Ей просто нравится всеобщее поклонение и большие деньги, которыми она сорит, не думая о будущем. Когда ее пригласят выступить в нескольких театрах, в том числе в миланском «Ла Скала», она возомнит себя настоящей балериной и будет уверена, что Дягилев мечтает заполучить ее себе в труппу. И взбесится, узнав, что это не так.
В какой-то момент Мата Хари обнаружит: выступать ее зовут все реже, у нее появилась масса подражательниц, которые не стесняются раздеваться в танце, количество богатых поклонников поредело (в интимных партнерах недостатка никогда не было, особенно учитывая ее любовь к мужчинам в военной форме), а собственные деньги тают с удивительной скоростью. Впрочем, ее агенту пока удается найти ангажементы в Италии и Испании. Большей частью она уже обходится без стриптиза, одними танцами. В 1914 году должна состояться премьера в Берлине. Но начинается война.
Поворот четвертый: шпионские игры
Разбираться в политических хитросплетениях Мата не собирается. Ей просто хочется жить, как раньше: путешествовать, любить, покупать драгоценности. А ее могущественные поклонники заняты другим. Она пытается выехать из Берлина в Швейцарию, но ее не выпускают, багаж - шубы и дорогущие платья - конфискуют. Она все же возвращается на родину и пытается повидаться с дочерью. Но все время что-то не складывается - они так и не встретятся. Маргарет осядет в Гааге, где познакомится с немецким консулом Карлом Крамером. Зная о ее многочисленных знакомствах с представителями высших военных кругов Франции, он предложит ей 20 тысяч марок за те сведения, что она сможет добыть. Маргарет возьмет их и для себя решит, что это компенсация за отнятые немцами шубы. О том, что надо будет как-то отчитаться, и не подумает, она привыкла, что мужчины дают ей деньги просто так.
В 1916-м Мата Хари снова едет во Францию. Легкий флер куртизанки-шпионки уже пристал к ней, хотя на этот раз она не прилагала никаких усилий. Просто в моде авантюрные романы, а ее жизнь так похожа на них. Французы устраивают за ней слежку, но ничего подозрительного не находят.
Тут судьба сводит ее с русским офицером Вадимом (Владимиром) Масловым - он проходит реабилитацию на водах, ослеп после газовой атаки. Это не мимолетная связь, Маргарет влюбляется, мечтает о семье. Для этого нужны деньги. А чтобы навестить любимого - пропуск в закрытую зону. За ним Мата Хари отправляется к главе Второго бюро (разведка и контрразведка) Жоржу Ладу. Все их разговоры известны лишь по его мемуарам. Оттуда появилась версия, что Маргарет попросила миллион франков в ответ на предложение послужить Франции. Жорж Ладу утверждает: он предложил ей аванс в десять тысяч, выписал пропуск и отпустил. Зачем, если он считал ее немецкой шпионкой?!
Впрочем, Мата добилась своего. У нее есть деньги, она может ездить, куда хочет, и встречаться с разными мужчинами - Вадим вернулся в Россию, их брак невозможен. Иногда она воображает себя шпионкой и выбалтывает всякую ерунду, услышанную в постели с французом, немцу. Или наоборот. Эти сведения никакой ценностью не обладают, она просто играет очередную роль. В одной из поездок ее не пускают в Великобританию. Будь она настоящей разведчицей, затаилась бы. Но для Маргарет все будто понарошку. Англичане ее выпустят. А французы арестуют в феврале 1917-го уже в Париже.
Поворот пятый: смерть ей к лицу
Обвинив в шпионаже в пользу немцев, ей припомнят все: деньги, которые она взяла у немецкого консула, постоянные передвижения по Европе в военное время, тесное общение с офицерами обеих стран, даже прекрасное знание языков!
Маргарет запутается в показаниях: она давно не помнит, что в ее жизни выдумка, а что нет. Очевидно, она так до конца и не поверит в серьезность происходящего. Все будет ждать, что влиятельные любовники спасут. Однако они отвернутся от Маты Хари. Кроме двоих - посла Жюля Камбона и чиновника министерства иностранных дел Анри де Маргери: эти выступят в суде и заявят, что Маргарет даже не пыталась вытягивать у них какую-либо информацию. В деле не будет ни одной улики, ни одного подтвержденного украденного секрета. Но суд приговорит обвиняемую к смертной казни. На этот раз везение ей изменит. Момент уж больно неподходящий: провалы французской армии в сражениях, огромные потери, продовольственный кризис, забастовки рабочих - нужно было кого-то обвинить в своих неудачах и устроить громкий процесс. Исполнительница эротических танцев подходила на эту роль как нельзя лучше. Да и Жорж Ладу выслужился, а то до сих пор ему не довелось разоблачить ни одного шпиона.
Мату Хари расстреляли 15 октября 1917 года в крепости Венсен. Но способность окутывать себя небылицами не изменила ей и после смерти. О казни ходили самые нелепые слухи: мол, за секунду до выстрелов распахнула она пальто, а под ним - ничего. Или: все пули ушли в воздух, лишь одна поцарапала ухо, и Мата Хари спаслась. Единственный известный факт: она отказалась надеть повязку на глаза и встретила смерть без истерик. Возможно, действительно так и не поверила, что ее сейчас убьют.
Цитата
Лео ФАУСТ, корреспондент голландских газет в Париже, был знаком с Матой Хари:
- Все эти годы во мне росла убежденность, что никакой шпионкой она не была. Ей это просто не было нужно, потому что она могла получать достаточно денег совсем другим путем. Кроме того, она была слишком глупа, чтобы хоть кто-то нашел ее подходящей для шпионской работы. Напротив, такого человека следовало бы рассматривать как опасность для самого себя, если доверить ей какую-то тайну.
Источник фото: Scherl/Global Look Press,кадр из фильма