Из МУРа или из-за Амура? Прототипы легендарной Мурки и версии историков
Имя героини песни известно всем, а вот судьба её прототипа по сей день остаётся загадкой
Принято считать, что Леонид Утесов, Владимир Высоцкий и многие другие исполнители знаменитой песни о Мурке пели о девушке по имени Маруся Климова, которая была оперативницей МУРа и участвовала в совершенно секретной операции по поимке главаря одесского криминального мира. В то же время никаких документальных свидетельств подвигов Маруси Климовой нет. Зато исследователям хорошо известна целая плеяда других "Марусь" - роковых красавиц и шансонеток, подруг атаманов и воительниц времен Гражданской войны. Может быть, "Мурка" - это о ком-то из них?
От Ростова до Питера
"Отцом" Мурки - Маруси Климовой - является журналист Андрей Калитин. Именно он исследовал историю противостояния властей и одесского криминалитета "гангстерских" времен. По этой версии, девушка, которая пользовалась авторитетом у бандитов и воров, была сотрудницей МУРа.
В разных вариантах "Мурки" банда прибывает в Одессу из разных мест - из Ростова, из Петрограда, из-за Амура. Версия "из-за МУРа" выглядит в этом ряду несколько экзотично, но, если разобраться, именно она может быть наиболее близкой к истине.
ДЛЯ СПРАВКИ: Московский уголовный розыск, МУР, был основан в 1918 году и быстро доказал свою эффективность, жестоко подавив в столице разгул бандитизма. Этот опыт советские власти решили применить в самых сложных регионах, отправляя ударные группы МУРовцев для решения острых проблем.
В архивах МВД сохранились данные о секретных операциях МУРа начала 1920-х годов. В Одессу действительно было направлено несколько специальных оперативных групп, состоящих из сотрудников МУРа и ЧК. Особый интерес для них представлял главарь бандитского подполья, вор по кличке Бриллиант. Никто из осведомителей и агентов не знал его в лицо, зато было известно, что он питает слабость к женскому полу.
В Москве была разработана многоходовая операция, которая должна была ввести прибывших в Одессу оперативников в элиту местного криминального мира. Молодая сотрудница угрозыска по имени Мария Климова должна была выдавать себя за подругу Нестора Махно, который собирался наведаться в город у моря в 1922 году.
Пациент скорее жив
Как прошла спецоперация и как сложилась жизнь действовавшей под прикрытием оперативницы, доподлинно неизвестно. Песня заканчивается словами "и за это пулю получай". В Одессе действительно было много разговоров о похоронах молодой девушки, которая то ли была сотрудницей МУРа, то ли ее двойником. Журналист Андрей Калитин, разбираясь в давней истории, нашел учетную карточку капитана милиции запаса Марии Прокофьевны Климовой, 1897 года рождения. Это заставило его предположить, что Мурка благополучно пережила одесскую историю и служила в органах еще с десяток лет.
КСТАТИ: Существуют и другие гипотезы по поводу прототипа героини популярной песни. Так, например, пианист Левон Оганезов, который играл "Мурку" еще в оркестре Утесова, рассказывал, что поначалу это было танго с романтическим сюжетом, причем главную героиню звали то Мурка, то Любка. Фольклорист Михаил Лурье выяснил, что некую "бандитскую" песню про Марусю с удовольствием слушали члены царской фамилии. Есть и еврейские варианты "Мурки" - про коварную Сару.
Не та Маруся
Даже если "Мурка" на самом деле была Муркой, то есть Марусей, в лихие двадцатые годы недостатка в прототипах героини не было. Так, например, в Сети под видом фотографий Маруси Климовой распространяются снимки Марии Никифоровой из тюремного архива.
Эта Маруся в 16 лет подалась к анархистам и стала одним из самых ярких командиров анархистских отрядов, действовавших на юге России. Она грабила банки и поезда, была приговорена к смертной казни. Бежала с каторги в Японию, затем перебралась в Париж. После революции перебралась в родное Запорожье, где лихо экспроприировала миллион из кассы завода и стала неформальным лидером анархо-коммунистической федерации. А затем стала союзницей Нестора Махно
Черная гвардия Маруси действовала под черным знаменем из чистого шелка с надписью "Анархия - мать порядка". Когда махновцы были объявлены советской властью вне закона, Маруся начала создавать полевые террористические группы. Ее арестовали в Севастополе. Информация о казни сохранилась, но крайне противоречивая.
Атаманша Шарабан
Еще одна Маруся, по прозвищу "Шарабан" (в честь названия самой популярной песни того времени) тоже была подругой атамана, на этот раз - лидера казачьего войска Григория Семенова.
ДЛЯ СПРАВКИ: По одной из версий, Маруся Глебова служила горничной у помещицы в городе Козлове и влюбилась в дальнего родственника хозяев, лицеиста. За ним она уехала в Самару, там он научил ее играть на гитаре. Впоследствии лицеист был смертельно ранен взявшими город "красными", а Глебову в беспамятстве втащили в вагон проезжавшего поезда с этой самой гитарой в руках. Так Мария начала карьеру шансонетки.
В зените своей славы Маруся именовалась атаманшей, разъезжала в соболях на собственном поезде. Китайские газеты называли ее "божественным цветком", а простые люди считали певицу заступницей угнетенных. Семенов полагал, что обязан девушке своей удачей.
Атаманская карьера Глебовой закончилась, когда устройством жизни атамана Семенова занялась его... мама. Интригами удалось вызвать у атамана дикую ревность, Марусю к тому времени отправили на лечение в Китай.
До пули от любимого, к счастью, не дошло. Семенова на ком-то женили, Глебова бежала в Китай с адмиральшей Делингаузен и священником Серафимом. Бывшая шансонетка оплатила проезд попутчиков, которые везли с собой останки великой княгини Елизаветы Федоровной и ее келейницы Варвары, казненных красными в Алапаевске. После этого Глебова оказалась в Париже, вышла замуж за азербайджанского князя Нахичеванского, прожила в окружении семьи долгую жизнь и скончалась в Каире.
Маруся и Махно
Были и другие Маруси, которые вполне могли стать Мурками.
В окрестностях Киева действовала Маруся Соколовская - жена убитого в бою атамана Соколовского. На Полтавщине был известен конный отряд некоей Черной Маруси. Там же среди повстанцев сражалась Мария Хрестовая, сестра атамана и девушка невиданной красоты. На Харьковщине был известен отряд Марии Косовой.
Все эти Маруси так или иначе сотрудничали с Махно. Исследователи добавляют к ним Марию Евдокимову - бесстрашную оперативницу петроградского угрозыска, сдавшую коллегам "сливки" лиговского преступного сообщества.