Мифы и правда о том, как правильно поститься
Сорокадневное ограничение в плотских радостях готовит христиан к светлому празднику Пасхи. Как не превратить пост в банальную диету и провести это время с пользой для души и тела, нам рассказал протоиерей Владимир ГОЛОВИН.
- Меня часто спрашивают: «В чем смысл поста?» Во-первых, это укрепление воли, - начал батюшка. - Господь наделил человека свободной волей: мы сами определяем направление своей жизни и в конечном итоге выбираем дорогу - в ад или рай. Наша жизнь настолько коротка, что земные радости не стоят того, чтобы за ними гоняться, а скорби - того, чтобы их бояться. Вечность - вот это уже серьезно. К сожалению, начинаем понимать это только с возрастом. Вот какое у многих любимое занятие? Вкусно поесть. Вспомните, как часто вы заглядываете в холодильник: «Что бы пожевать?» А в пост мы ставим вопрос иначе: «Что МОЖНО поесть?» Вот мне уже шестой десяток идет, а я каждый раз себе говорю: «Это можно, а вот это нельзя». А ведь так должно быть всегда и во всем. Только вдумайтесь: если все дозволено, разве можно мне доверять? Нет. Я размазня, а не человек.
Пост для православного сознания - это память своего крещения. Живем ли мы с Богом? Нет. Так вот пост - это время покаяния и милосердия. Особый священный период. Четвертая заповедь Закона Божия гласит: «Помни день Господень, чтобы святить Его». Там четко сказано: шесть дней работай, а в седьмой в храм иди. Великий пост - всего десятина от года, которую нужно посвятить душе, пожить в понуждении. Мы выделяем сорок дней для Бога, а он освящает весь наш год.
- Многие думают, что для общения с Господом не обязательно ходить в храм - можно и дома помолиться.
- Спасение наступает не за молитвы, а по милости Божьей. За наши дела нам даже в аду места нет. Мы верим в Бога - невидимого, но вечного, любящего и всемогущего. Он стал для нас человеком во Христе Иисусе - близким и понятным, до которого можно было дотронуться. Зачем? Чтобы в самом себе соединить божественное естество с человеческим. Так вот и в храм мы ходим не для того, чтобы молиться, - это можно и дома делать. И не для того, чтобы проповеди священников слушать, - для этого есть книги и Интернет. Мы приходим в дом Божий, чтобы получить дар Святого Духа, через который в нас «вживляется» обОжение, дарованное Христом. Это происходит через участие в церковных таинствах - исповеди и причастии. Дома мы этого сделать не сможем.
Знать свою меру
- Должны ли обычные люди поститься по монастырскому уставу?
- Есть древняя книга Типикон - устав о постах для мужских монастырей. Там подробно описано, когда и какую пищу вкушать. Но строгий пост обязателен только для монахов. А что делать остальным? На Руси говорили: «Миряне должны жить, как монахи, а монахи - как ангелы». То есть нам нужно видеть в этом уставе эталон: каждый должен стремиться к нему в той мере, в которой есть возможность. Как, например, женщине поститься, если муж ее в этом не поддерживает? Она ведь ему отдельно готовить должна, пробовать еду на вкус. Поэтому сначала нужно посоветоваться со своим духовником или приходским священником, которому вы доверяете. И уже потом выбирать меру поста для себя.
- А если нет батюшки рядом, самостоятельно определить эту меру можно?
- Начните с того, что в силах выдержать. А как следующий пост наступит, чуть-чуть прибавите. И так потихонечку. Поститься нужно всем без исключения, но важно меру определять разумно. Вообще по Библии пост - полное отсутствие пищи. Это не так страшно, как кажется. И для здоровья на пользу. Сколько болезней от переедания! Да и жуем мы часто от безделья. В церковном уставе написано: новоначальным, престарелым, болящим - послабление. Это для монахов. А в миру еще и беременным, кормящим грудью, путешественникам, тем, кто много и тяжело трудится. Все индивидуально. Если я постом сгублю свое здоровье - это не православно. Но и тут нужна осторожность: как бы не начать жалеть себя, ежели вдруг где-то что-то кольнет.
- Как быть, если родные против того, чтобы ты постился?
- Как-то ко мне подошла девятилетняя девочка. Поститься, дескать, хочет - благословения просит. Я спросил, что на этот счет думают ее родители. Девчушка ответила: «Папа в церковь ходить разрешает - там учат родителей уважать. А постом уродовать себя запрещает. Но я очень хочу!» Вот что я ей ответил: «Для тебя лучшая мера поста - послушание родителям. Что ты больше всего кушать любишь?» Отвечает: «Шоколадки!» Я ей: «Тогда не кушай шоколад - это будет твой пост». Девочка глаза округлила: как же, мол, совсем без шоколада, но смирилась: «Тогда благословите». Подвиг понесет? Понесет. И родители будут спокойны. Если мама с папой не понимают пользу поста, не будем их расстраивать. Такое бывает часто: те, кто пришел к Христу, испытывают невыразимую радость. Им хочется поделиться этим с близкими. Но в силу того, что многие из нас еще не научились любить, приходится загонять их в рай пинком. А это всегда обречено на провал. Прежде чем начинать лечить кого-либо, нужно исцелиться самому. Когда люди увидят в вас истинного христианина, сами потянуться за вами. Главное ведь не желание поститься - образ Божий в себе очистить. А образ Божий есть любовь. Что делать, если ваше решение поститься заставляет близких нервничать? Порадовать их. А иначе какая разница, с молоком мы пьем кофе или нет, если друг друга сожрать готовы?!
Вино от Господа
- Говорят, в пост супругам и от секса нужно воздерживаться.
- Да, но с оговоркой, которую Дух Святой доносит до нас через апостола Павла: воздержание от физической близости должно быть при трех условиях. Первое: обоюдное согласие супругов. Второе: воздержание должно быть не просто так, а для усиления поста и молитвы. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами. Великий пост долгий. Если моя вторая половина говорит «хватит», значит, больше не мучаемся. Сильный духовно должен дать возможность слабому назначить срок. Поскольку в церкви больше женщин, многие из них, не зная мужского естества, требуют от супруга то, что им легко, но очень трудно мужчине. Поэтому мой совет женщинам, состоящим в браке: помните, что глава семьи - муж. Пусть он решает вопрос о сроке воздержания. Ежели мужчина обратился к Богу и решил воздерживаться от близости, нужно задать себе вопрос: «А чем я компенсирую свою любовь тогда?» Мужика ведь в этот момент другая радость переполняет, а женщина может подумать, что супруг к ней охладел.
Молодым парам я на эту тему даже думать не советую. Им сначала нужно стяжать любовь друг к другу, а потом уж идти на подвиги. Научитесь уступать второй половине и при этом испытывать счастье от победы над своей гордостью. Это ценнее в глазах Всевышнего, чем воздержание от близости.
- А грех ли пить вино, если даже в некоторые постные дни оно разрешается?
- В Псалтыри сказано, что вино веселит сердце и дано оно от Господа. В церковных уставах оговаривается, когда и сколько можно употреблять в монастырях. Древние греки пили только вино, разбавленное водой, не крепче восьми градусов. Дело ведь не в вине вовсе, а в том, сколько мы его выпить можем. То же самое и с едой: сколько народу обжирается и зарабатывает себе болячки - что ж теперь, не есть? Всему надо знать меру. В общем, Писание о вине говорит положительно, и вот для нас яркий пример: Бог, придя в мир, таинство общения с ним совершил на хлебе и вине. И мы причащаемся телом и кровью Христовыми под видом хлеба и вина. Если бы это был грех, Христос бы этого не сделал. Добавлю только: кто пьет и знает меру - делает хорошо, а кто совсем не пьет - делает еще лучше.
- Ох, сколько в мире искушений! Как со всеми справиться?
- Как только начинаешь стремиться жить по заповедям, искушения тут же на тебя обрушиваются. Решил помолиться, а тут телефон зазвонил, в храм собрался - хворь напала. Искушений нет только тогда, когда человек идет в ад. Как только он сворачивает с этого пути, бесы тут же ему уздечку набрасывают и назад тянут. Как к этому относиться? Радоваться, что из западни вырываетесь и на правильный путь встаете.
КСТАТИ
В начале Великого поста три четверти россиян признались, что не собираются ни в чем себя ограничивать. Отказаться от мяса и спиртного согласны 18 процентов, не заниматься сексом - 15. Четыре процента настроены на воздержание только в последнюю, самую строгую неделю. И только два процента опрошенных готовы все семь недель «стоять на посту».
*Организация запрещена на территории РФ