Когда-то 17 марта считалось днём всего самого бесстыдного, что только может быть в человеке
Когда-то 17 марта считалось днём всего самого бесстыдного, что только может быть в человеке. Речь идет о весеннем празднике возрождения – римских вакханалиях.
Пришел этот культ в Рим с юга Италии – вероятно, после Ганнибаловских войн; североафриканские традиции причудливо смешались с латинскими верованиями. Плюс, конечно, греческое влияние с их культом Диониса, постепенно перешедшим в поклонение Вакху – символу периодической смерти и возрождения.
Не будем вдаваться в религиозные подробности, скажем лишь, что изначально это был женский праздник (недаром есть слово «вакханки», но не «вакхане»). На классическую вакханалию мужчины не допускались вообще: она проводилась 16-17 марта в роще у холма Авентин (ныне почти в центре Рима). Доподлинно неизвестно каким именно образом, но дамы вводили себя в исступление и устраивали дикие танцы без одежды.
КСТАТИ: Может быть, к слову, нам перенести Международный женский день на эти даты и наполнить соответствующими традициями? Всяко интереснее, чем скучный суфражизм от Розы Люксембург. Впрочем, церковь едва ли одобрит – она и Ивана Купалу-то запретить пытается.
Но запретный плод и в те баснословные года был запретным. А значит, и столь же сладким. На праздники стали допускать мужчин, и после этого вакханалии действительно переродились в оргии.
Консул Постумий, по свидетельству Тита Ливия, в конце III века до нашей эры после ряда жалоб был вынужден провести расследование того, что же на самом деле происходит мартовскими ночами у Авентинского холма:
«С тех пор как состав вакхантов стал смешанным, а к смешению полов прибавилась и разнузданность ночных оргий, там уже нет недостатка ни в каких пороках и гнусностях. Больше мерзостей мужчины творят с мужчинами, нежели с женщинами. Тех, кто противится насилию или уклоняется от насилия над другими, закалывают как жертвенных животных. Верхом благочестия у них считается готовность к любому кощунству. ...
«Триумф Вакха и Ариадны» в Палаццо Фарнезе, Рим (1597-1604).Про тех, кого, привязав к театральной машине, сбросили в подземные бездны, они говорят, что те взяты богами. Этими жертвами становятся те, кто отказался или вступить в их сообщество, или участвовать в преступлениях, или подвергаться насилию.
Они составляют огромное множество, почти равное населению Рима, и среди них есть даже члены знатных фамилий, и мужчины и женщины. Последние два года стало правилом, чтобы в таинства посвящали лиц моложе двадцати лет».
Доклад Постумия поразил Сенат и благонамеренную часть римского общества; было решено провести подробное расследование. Интересно, что свидетелей, которые рассказали об оргиях, пришлось спрятать в безопасное место – месть вакханок могла быть изощренной.
Но культ получил весьма широкое распространение (в нем было замешано не менее 7 тысяч человек), ничего страшного в сексуальных игрищах многие не видели, поэтому, чтобы убедить общество пойти на жестокие меры, консул апеллировал к самому святому для римлян: к воинской доблести.
«Если бы вы знали, в каком возрасте мужчин посвящают в эти мистерии, то вы бы не только жалели их, но и стыдились за них. Неужели, квириты, вы полагаете, что такие юноши могут служить в вашем войске? Им ли, прошедшим школу разврата, вы захотите доверить оружие? Неужели, покрытые своим и чужим позором, на поле брани они будут отстаивать честь ваших жен и детей?.. За последние несколько лет не было преступления или обмана, источником которому не служили бы вакханалии…»
Аргумент сработал. Вскоре вышло постановление Senatus consultum de Bacchanalibus, чудом сохранившееся до наших дней на бронзовой табличке. Вакхические праздники были запрещены (за исключением совсем мелких). По городу прошли массовые казни лидеров: им вменялись не только извращения с убийствами, но и многие другие уголовные преступления.
Кстати, исполнять приговор над женщинами, которые стояли во главе культа, по обычаю было доверено их родственникам. Этой извращенной практикой и завершился разгул вакханалий. Впоследствии их праздновали осторожно, тайно и без всякого общественного резонанса.