65 лет назад каждая советская женщина получила право на комфортный лифчик
65 лет назад, в 1957-м, из уст члена Президиума ЦК КПСС Екатерины Фурцевой прозвучало эпохальное заявление: каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер.
Это был смелый почин: нижнее белье в СССР неспроста называли исподним - обсуждать и тем более демонстрировать его было не принято. Красивого и удобного катастрофически не хватало. Хотя вопреки сложившимся представлениям показать было что.
Наглядно о неглиже
1918-й При Центротекстиле создается отдел готового платья и белья. Кроме того, армия белошвеек, сохранившаяся с дореволюционных времен, продолжает мастерить великолепную продукцию на заказ.
1920-е С началом нэпа вновь открываются частные мастерские. Предприятия «Мосбелье», «Москвошвея», «Ленинградодежда», «Ленбелье» выпускают корсеты, комбинации, майки и женские трусики из натурального шелка по моделям из заграничных журналов. В витринах «Москвошвеи» на Петровке, 12 демонстрируется бельевой ассортимент - от чулок до ночных рубашек. Модельер Надежда Ламанова получает «Гран-при» в Париже за коллекцию для советских женщин.
Конец 1920-х С прекращением нэпа налаживается выпуск универсального белья. Массово производятся четыре вида кальсон, хлопковые сорочки, хлопковые трусы, сатиновые футболки. Цвета -одинаковые для всех: синий, черный и белый.
1932-й В Витебске открывается первая советская фабрика по производству белья «КИМ» (Коммунистический Интернационал молодежи), где выпускаются мужские кальсоны, семейные трусы и женские панталоны с начесом.
1933-й Артель «Фандориз» в Ленинграде, ставшая в 1956-м швейной фабрикой «Трибуна», специализируется на пошиве корсетных изделий. До 1936 года хорошую кружевную продукцию производят на московской фабрике «Ливерс», перепрофилированную потом в Гардинно-тюлевую фабрику имени Э. Тельмана.
1934-й В Москве на Сретенке открывается первый советский Дом моды.
1936 - 1937-й Трест «Мосбелье» налаживает пошив комбинаций для вечерних платьев и дневных сорочек - с кружевом, машинной вышивкой, окантовкой, фестонами, шьют и более закрытые спальные сорочки, трусы, а также гарнитуры из трусов и сорочек. С бюстгальтерами дело обстоит хуже: налажен пошив всего двух видов чашечек - с выточкой и без. Подходящих для этого тканей не хватает.
1939-й В Москве открывается фабрика в Черемушках, где начинают шить вполне сносное женское белье.
1940-й После изобретения в США нейлона колготки из синтетической ткани захватывают европейский рынок и добираются до СССР. Но достать их проблематично - по воспоминаниям Ольги Аросевой, девушки смазывали голые ноги особым красным стрептоцидом. Он придавал коже загарный цвет. После чего на ногах рисовали карандашом стрелки и швы.
Конец 1940-х Появляется бельевой стандарт, предусматривающий всего три размера груди: 1, 2, 3-й. Модель бюстгальтера одна - без выточки. Большие лифчики заказывают в ателье. Маленькие - перешивают из больших.
Начало 1950-х В обиход входит гарнитур - комплект белья, состоящий из сорочки на лямочках и трусиков из шелка, вискозы, атласа или хлопчатобумажного трикотажа. Хит моды - комбинация, которую носят под платьем вместо пижамы, днем и ночью. Ее задача - прикрыть нижнее белье и добиться идеального облегания.
1952-й Одна из немецких компаний изобретает капрон, который захватывает умы и ножки модниц во всем мире. Советские женщины - не исключение. Достать капроновые чулки трудно, их берегут - спущенную петлю поднимают специальным крючком. Дам без чулок не пускают в рестораны даже летом.
1956-й В белье возвращается цвет - не только пастельные оттенки, но и черный и красный. Панталоны на пуговках заменяют трусы на резинке.
1957-й После московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов Екатерина Фурцева говорит о внедрении хороших бюстгальтеров в женские массы - скудость размерного ряда вынуждает барышень носить модели, которые аж впечатываются в тело. В Москве и Ленинграде строятся фабрики по пошиву нижнего белья, хотя с материалами и фурнитурой по-прежнему напряженка.
Конец 1950-х ГДР поставляет в СССР линию бюстгальтеров «Анжелика», за которыми выстраиваются очереди в ГУМе: мерить не дают, отпускают один лифчик на руки - покупательницы берут любые размеры, а потом меняются.
1960-е Дети носят чулки и лифчики, похожие на короткий жилет. Лифчик застегивается на пуговицы и имеет две длинные резинки с зажимами для чулок. У взрослых дам пояса для чулок с четырьмя резинками - на каждый чулок по две.
Начало 1970-х В моду входят колготки. Особенно популярны чешские, но их не купить. Большинство женщин продолжают носить шерстяные чулки с подтяжками. В ходу панталоны - «три резинки» или «глушители». Именно эти штанишки ныне вызывают больше всего насмешек. Но в морозы они были незаменимы. Кстати, на сайтах, где торгуют всякой всячиной, это белье и сегодня пользуется спросом. Натуральное, теплое, не натирает ножки - полные дамочки меня поймут.
Конец 1970-х В неглиже возвращается черный цвет. Молодежь упорно отрицает хлопок, устремляя взоры на синтетику. Бельишко из искусственного шелка и нейлона идет на ура.
1980-е Популярны польские и немецкие трусики-«недельки» - с надписями и декоративной отделкой.
1990-е Рынок заполоняют тонны дурно сшитого белья из Китая. Цветастое, отделанное дешевым кружевом, прозрачное в пикантных местах, с черной сеточкой, красное эротическое - безвкусное и жутко колючее. Кстати, такого плана «красоту» чуть было не изгнали с рынка стран - участниц Таможенного союза в 2014 году. Требования техрегламента поставили под сомнение способность кружевных труселей впитывать влагу. Однако наличие гигроскопичной вставки между ног - ластовицы примирило сотрудников Минпромторга с присутствием этой красоты на рынке.
Истинная женственность
Художник по костюмам, коллекционер женской моды Виктория Севрюкова рассказала историю о жене маршала Тухачевского Нине. Ее арестовали в 1937-м вместе с мужем и после пяти лет ссылки расстреляли. Спустя годы дальние родственники этой женщины передали Виктории чемоданчик, который Нина собрала в заключение. Там лежали не ватник или теплые панталоны, а невероятной красоты французское белье: шелковые трусы, усыпанная розочками ночная рубашка и комбинация с брюссельскими кружевами. Все было абсолютно новым.
Прикололись
Известна байка, как в 1963-м во время Московского кинофестиваля Ив Монтан купил наше женское белье и выставил в Париже, после чего стал врагом СССР. Но все было немного не так. Актер вместе с женой Симоной Синьоре действительно оказался на выставке легкой промышленности и приобрел несколько байковых панталон и конусообразных лифчиков - позабавить друзей. «Коллекцию» увидел композитор, продюсер и друг Монтана Филипп Жерар- тезка исполнителя роли Фанфана-тюльпана. Он устроил пати для своих в одной из парижских галерей, где выложил советские «раритеты». Никакого шока, тем более международного скандала это не вызвало. А запретили упоминать в эфире имя Монтана только в 1968-м, когда он осудил ввод советских войск в Чехословакию.