В школах часто возникают ситуации, когда за домашнюю задачу у ребёнка стоит пять, а решить аналогичную у доски он... не в состоянии
В школах часто возникают ситуации, когда за домашнюю задачу у ребёнка стоит пять, а решить аналогичную у доски он... не в состоянии.
Жалуется тут подруга, мама второклассника: мол, третья четверть, ребенок вымотался, и я - как выжатый лимон от этих домашних заданий. Хоть бы их отменили вообще! Говорю ей, а зачем лезешь, пускай сам делает. Ну как же, отвечает, в первом классе им на дом не задавали, дети не привыкли. А во втором - извольте выполнять. Вот и приходится все вечера просиживать...
Задания разные нужны...
Моему младшему сыну повезло с учительницей.
- Мне плевать на СанПиНы, мне надо, чтобы ваши дети росли умненькими-благоразумненькими, - заявила Наталья Ивановна на родительском собрании в первом классе. - Поэтому домашняя работа у нас будет каждый день по всем предметам.
Я тоже считаю, что домашние задания важны. Но при этом ни разу не садилась с детьми за уроки, чтобы контролировать, как они выводят палочки с крючочками. Сыновья не отличники, но учатся прилично, без троек в четвертях. Хотя за домашку иной раз и «пары» случаются. Зато не возникает ситуации, когда за домашнюю задачу стоит пять, а решить аналогичную у доски они не в состоянии. Но таких, как я, единицы. Большинство родителей «пошли в школу» с детьми: ежедневно контролируя уроки. Так кто прав? Чтобы выяснить это, я пообщалась с мамами школьников, учителями и психологами.
Дистанционный контроль
- Уроки с ребенком делать не надо! - не устает повторять известный столичный психолог Михаил Лабковский в своих лекциях и статьях. - Более того! Не надо собирать с ним портфель. И даже интересоваться: «Как там в школе?»
Михаил Александрович уверен, что повышенный интерес родителей к учебным делам может испортить отношения между старшим и младшим поколениями.
- Бойтесь довести ребенка до отвращения к школе и учебе вообще! - пугает и без того тревожных родителей специалист с 30-летним стажем. - Вам что, с отпрыском больше поговорить не о чем?
Провокация удалась! Тема домашних заданий, для выполнения которых приходится привлекать все интеллектуальные силы семьи, включая бабушку-филолога и дедушку-авиаконструктора, стала предметом общественного обсуждения. Противоборствующие лагеря забросали друг друга аргументами и личными историями.
- Когда пошла в первый класс, бабушка ушла на пенсию, чтобы помогать мне учиться, - не согласна с Лабковским Инна Саминская. - Она диктовала мне диктанты, тренировала чистописание, проверяла знание неправильных английских глаголов, мы на скорость решали задачки. Классу к пятому она выпала из материала, так что только слушала выученные наизусть стихи и проверяла черновики сочинений. Ну и по труду вышивала мережкой салфетки за меня. И я не считаю, что, если с ребенком сидят за уроками, он не научится заниматься самостоятельно. Бабушка научила меня правильно учиться, не отвлекаться, двигаться от легкого к сложному. Моя золотая медаль - это и ее заслуга. Правда, шитье я так и не освоила.
- Положим, русский и математику ученик «началки» может сделать самостоятельно. Но чтение и окружающий мир все-таки требуют присутствия родителей - хотя бы первые два года, - утверждает психолог и многодетная мама Анна Цыплакова. - Мы жалуемся, что дети не умеют пересказывать, плохо выстраивают ответы на вопросы. Но этот навык нельзя натренировать в классе за 45 минут. Так что родители должны находить время, чтобы послушать монологи детей, поправить их, порассуждать вместе, дополнить учебник своими познаниями, пробудить интерес к материалу - не стенке же ребенок будет текст пересказывать.
- Лабковский говорит об идеальной школе, - вздыхает учитель математики Денис Моряков. - Сейчас мы не можем обучать всех детей так, как хотелось бы. В былые времена ученики подходили после уроков, и я совершенно бесплатно по два-три раза объяснял трудные темы, приглашал на факультативы. Сейчас мы пишем и сдаем бесконечные планы уроков, отчеты, таблицы и прочую лабуду. Родители, которые это понимают, не требуют от школы слишком многого. Справляются своими силами или нанимают репетиторов.
Продленка без толку
- В нашей школе учителя откровенно перекладывают на родителей обязанность объяснять материал, - поделилась Ольга Рассказова. - Ребенок чего-то не понял, что-то у него не выходит - сразу же в дневнике появляется запись: «Уважаемые родители! Проследите, научите, объясните, покажите, проконтролируйте». Более того, на родительских собраниях проводят уроки - рассказывают программу, учат, как мы должны объяснять чаду правила фонетического разбора и тому подобные вещи. Логика учителя железная: ваши дети - ваша ответственность. У вас один ребенок (два, три), а у меня тридцать.
- Я прихожу с работы около восьми вечера, - горячится Светлана Прибылова. - И когда прикажете делать уроки с ребенком? Дочка-второклассница остается на продленку, но они там ничего толком не успевают. Почему-то в советское время дети с продленки возвращались домой и портфель открывали, только чтоб учебники-тетради собрать на завтра. Все задания были выполнены.
- Дело не в том, что у родителей нет времени на ребенка, - поясняет свою позицию Нина Дульчикова. - Для чего дают домашние задания? Для того чтобы ребенок сам повторил пройденное в классе, то есть закрепил? Или чтобы родители выучили с ним новый раздел учебника, до которого на уроке у учителя руки не дошли?
Отдельные «извращения»
Но если со стандартными домашними заданиями наши дети худо-бедно способны справиться, то отдельные «извращения» школьной программы приводят в ступор даже бывалых родителей.
- У нас в третьем классе было странное задание по экономике, - смеется Нина Дульчикова. - Надо было написать, сколько человек проживает в квартире, кто какую зарплату получает и на что тратит. Не хватало вопроса, где вы деньги храните и когда вас дома не бывает.
- Может, я тупая? - разводит руками Маргарита Федорова. - По-вашему, это нормальное задание для первоклашки: разложить два зеленых и два красных ромба, два зеленых и два красных круга и один зеленый шестиугольник в ряд так, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по цвету или форме? У меня мозг закипел! А просят предложить несколько вариантов решения.
- Это цветочки! - поддержала тему Светлана Прибылова. - Вот когда в пятом классе учительница по литературе задала написать народную (!) обрядовую песню с обращением к высшим силам с просьбой поспособствовать успехам в учебе, мы все легли.
- А нарисовать оригинальный проект ордена Александра Невского?! Так-то их два существует: обычный и парадный, в рубинах на золоте с эмалью. Дала ребенку книжку - перерисовывай! Получил трояк. Учительница сказала, надо фантазию развивать, а не картинки копировать, - возмущена Алина Семенова.
- Я теперь ненавижу Египет! - поделилась Галина Зайцева. - Надо было сделать презентацию на компьютере, разрисовать контурную карту и сварганить поделку на конкурс. На последнем задании я сорвалась: взяла куклу Барби и обмотала туалетной бумагой - типа, мумия. Но некоторые родители прям храмовые комплексы Луксора из подручных материалов строили.
Наличие подобных заданий, которые дети не могут выполнить самостоятельно, объясняется тем, что родители не должны оставаться в стороне от учебного процесса.
- Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним, - убеждают преподаватели. - Это же шанс заняться со своими детьми чем-то полезным.
Так что, знаете, я пойду, пожалуй. Мне еще нужно к завтрашнему дню оформить книжку-раскладушку «Еврейский национальный костюм» для шестиклассника и составить кроссворд по повести Куприна «Слон» для третьеклассника.
Справка
Санитарные правила (п. 10.30 СанПиНа) устанавливают, сколько времени ребенок должен тратить на подготовку домашнего задания по всем предметам на следующий день (в астрономических часах):
- во 2 - 3-х классах - 1,5 ч;
- в 4 - 5-х классах - 2 ч;
- в 6 - 8-х классах - 2,5 ч;
- в 9 - 11-х классах - до 3,5 ч.
Взять и отменить?
Несмотря на санитарные нормы (см. справку), наши школьники тратят на домашнее задание весь вечер, а то и часть ночи. А как в других странах?
ФРГ: 1,5 - 2 часа в день. Школьники младших классов делают несложные задания в рабочих тетрадях.
Финляндия: на дом не задают. Иногда нужно выполнить какой-то проект, но он не занимает больше трех часов в неделю.
Франция: четыре года назад ассоциация родителей выступила за отмену домашки. Президент Олланд их поддержал. Задания не отменили, но свели к минимуму: на них уходит не больше 30 минут в день.
США: около трех часов в день, иногда грызут гранит науки в выходные. Обычно это подготовка докладов, рефератов.
Сингапур: 2 - 2,5 часа в день. Старшеклассники в этой стране - согласно рейтингам - самые сообразительные.
Япония: в начальных классах на дом почти не задают. Повзрослев, дети корпят над уроками по 5 - 6 часов в день.
Южная Корея: конкуренция среди поступающих в вузы огромная - школьники занимаются до упаду. Нередки подростковые самоубийства.