Следователь Настя Каменская жила в «хрущёвке» на Щёлковском шоссе
80 лет назад в Москве открылся Центральный Дом культуры железнодорожников. История о том, откуда взялись деньги на постройку роскошного дворца для простых работяг, по сей день притягивает внимание. Она легла в основу романа «Двенадцать стульев» ИЛЬФА и ПЕТРОВА.
Сегодня мы расскажем об этом и нескольких других литературных адресах. Возможно, для наших читателей, приезжающих посмотреть столицу, они станут дополнительными объектами интересных экскурсий.
Комсомольская площадь, 4
Купец 1-й гильдии Николай Стахеев был богатейшим человеком своего времени. По-купечески щедрый, он не скупился на благотворительность и кутежи. Однажды в казино Монте-Карло просадил 15 миллионов золотых рублей. Для сравнения: Ливадийский дворец, царская резиденция в Ялте, стоил четыре миллиона. Во время Первой мировой уехал во Францию, а после революции все его имущество, особняки и доходные дома, национализировали большевики.
Купец еще до отъезда спрятал в своем доме клад, и в 1918 г. приехал в Россию, чтобы забрать драгоценности. Почти у подъезда его схватили чекисты.
Допрашивал Стахеева сам Дзержинский. Купец предложил сделку: он сдает клад, а взамен большевики выпускают его за границу либо дают в России хорошую пенсию. Дзержинского устроил второй вариант.
Эту историю узнали Ильф и Петров. Им даже позволили побеседовать с арестованным. В романе «Двенадцать стульев» Стахеева сделали прототипом Кисы Воробьянинова. «Ипполит Матвеевич насупился и, бормоча: «Бриллианты все мои, а вовсе не шесть процентов», - пошел на Каланчевскую площадь. У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился».
Центральный Дом культуры железнодорожников, выстроенный на деньги купца, по сей день украшает Комсомольскую площадь.
Остоженка 37/7, Крымский мост, Воробьевы горы
Где Герасим утопил Муму? Действие в рассказе Тургенева разворачивалось в особняке «с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом». В реальности на Остоженке, 37 жила мать Тургенева и произошли события, составившие канву повести.
Дворник повел собаку к мелкому месту Москвы-реки возле Крымского моста.
«Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду. По дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму…»
Он греб против течения. «Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по берегам огороды, поля, рощи, показались избы». Очевидно, речь идет о дачной местности в районе Воробьевых гор. Там и случилась трагедия.
Город Железнодорожный
Анна Каренина бросилась под поезд на подмосковной станции Обираловка в 24 км от столицы. Толстой выбрал это место не случайно. Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей, по ней часто ходили тяжелые поезда. Станция была одной из самых крупных в Подмосковье.
При Советской власти местные жители стали стыдиться названия, напоминавшего о том, что в этой местности вечно кого-то обирали: то ссыльных, которых гнали по этапу в Сибирь, то купцов, поставлявших товары в Москву по Владимирской и Носовихинской дороге.
В 1939 г. название станции по просьбе жителей сменили, она стала Железнодорожной.
Патриаршие пруды
Культовое место для поклонников «Мастера и Маргариты». «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Это были Берлиоз с Бездомным, вскоре повстречавшие Воланда. Район, где творилась чертовщина, в наши дни заселили разбогатевшие комсомольские работники, презирающие саранчу из Бирюлево, а также бездуховные иностранцы, снимающие тут квартиры.
Большая Садовая, 10
В здании, где располагалась «нехорошая квартира», теперь Музей Булгакова. Михаил Афанасьевич жил в квартире №50 с 1921 по 1924 год. Это была коммуналка коридорного типа, и обитала там, в частности, склочная и сварливая Анна Горячева, прототип Аннушки-Чумы, разлившей масло. В музее есть даже фото женщины, которое прислал ее правнук, преуспевающий адвокат из Швейцарии. А во дворе дома живет черный кот, который непременно перебежит дорогу тому, кто заходит в арку.
Пречистенка, 24
«Калабуховский дом» из романа Булгакова «Собачье сердце». Здесь жили два дяди Булгакова, братья его матери. Один из них, врач-гинеколог Николай Покровский, стал прототипом профессора Преображенского, утверждала первая жена Булгакова Татьяна Лаппа. Описание квартиры профессора из книги в деталях совпадало с жильем Покровского.
«Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками?» - возмущался доктор в романе. К счастью, в наше время дом привели в порядок, сюда водят экскурсии.
Камергерский переулок, 7/5, стр.1
«Мело, мело по всей земле. Во все пределы…» Дом в Камергерском связан с самым известным стихотворением Пастернака. Откроем роман «Доктор Живаго»: «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда. «Свеча горела на столе. Свеча горела…», - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения».
А в 90-е годы в этом доме нашли рукопись романа «Тихий Дон», которая считалась утерянной. Она стала доказательством, что Шолохов сам написал роман, хотя злые языки судачили о плагиате.
Большой Каретный переулок, 15
«Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…» Владимир Высоцкий увековечил название переулка, где вместе с отцом и мачехой поселился в доме №15, когда в 1949 г. семья вернулась из Германии. Сейчас на доме мемориальная доска, в нем расположена Музей-квартира поэта.
А совсем неподалеку, в Малом Каретном переулке, находится швейное объединение, которое во времена Высоцкого называлось Московская ордена Трудового Красного Знамени швейная фабрика №5. Помните «Диалог у телевизора»?
Ой! Вань! Гляди, какие карлики! В джерси одеты, не в шевьет. На нашей пятой швейной фабрике Такое вряд ли кто пошьет.
Ащеулов переулок
Эраст Фандорин, герой романов Акунина, сменил в столице несколько адресов. Одно время снимал жилье в особняке на Малой Никитской. Судя по всему, это была усадьба Долгоруковых-Бобринских, которую в наше время прибрал к рукам «Фонд Б.Н.Ельцина».
В 1900 году, когда Эраст Петрович проживал в Москве инкогнито (книги «Любовник смерти» и «Любовница смерти»), он поселился в Ащеуловом переулке. Андрей Станюкович в книге «Фандоринская Москва» писал о его квартире: «Если Фандорин снял ее в меблированных комнатах, то в конце XIX столетия Ащеулов переулок мог предоставить в его распоряжение меблированные комнаты Н. Е. Саксиной (дом № 5-7) или Н. О. Яковлева (дом № 2-4)».
Через несколько десятилетий в Ащеуловом переулке будет располагаться «хаза» (т.е. квартира, где собираются воры) Кирпича, персонажа книги «Эра милосердия» и фильма «Место встречи изменить нельзя».
«- Ну и народ же вы странный, шпана! - покачал головой Жеглов. - Вы как собаки-жучки: ни имени, ни роду, а только какие-то поганые клички. Так что можешь сказать про Кирпича? Про Сапрыкина то есть?
- Не знаю я. Он где-то в Ащеуловом переулке живет. Там у него хаза…»
В фильме «Место встречи…» адрес упростили. Копченый, которого играл Куравлев, говорит, что Кирпич живет на Сретенке.
Башиловка и Большая Ордынка
Глеб Жеглов, герой романа Вайнеров и культового фильма, после работы едет в общежитие на Башиловку. Башиловка в данном случае не улица, а вся местность в районе Петровского парка- это название бытует уже два века в память о генерале Башилове, герое войны 1812 года.
На улице 8 Марта прямо перед войной построили несколько 6- и 7-этажных корпусов, каждый на тысячу человек. В них селили лимитчиков, приезжающих на стройки столицы, а один корпус отдали милиционерам.
Жеглову там не нравилось. Зайдя как-то к Шарапову, он воскликнул, увидев его комнату в коммуналке: «Хоромы барские. Как есть хоромы. В десяти минутах ходу от работы. Не возражаешь, если я у тебя поживу немного? А то мне таскаться на эту Башиловку проклятущую, в общежитие - душа из него вон - просто мука смертная! Времени и так никогда нет, а тут, как дурак, полтора часа в день коту под хвост».
Вайнеры не дали указаний, в каком именно доме на Ордынке располагалась комната Володи Шарапова. Но незадолго до смерти в одном из интервью Георгий Вайнер сообщил, что это был дом 17, где в квартире Ардовых жила Анна Ахматова.
Хорошевское шоссе, 12
29-летний топ-менеджер Макс из романа Сергея Минаева «Духless» (и одноименного фильма) живет в доме бизнес-класса в двух минутах ходьбы от метро «Беговая». На нижних этажах этого комплекса, который называется «Дом на Беговой», находится дорогой магазин «Азбука вкуса», рестораны и кафе, стоматологическая клиника, салон красоты, химчистка. По данным на сегодняшний день, самая дорогая квартира, продающаяся в этом доме, площадью 270 м., находится на 40-м этаже, за нее просят 140 млн. руб.
Несмотря на близость метро, дом расположен неудачно: меньше 100 м до Третьего транспортного кольца и 100 м до железной дороги, за которой - Ваганьковское кладбище.
Щелковское шоссе, 42
Писательница Александра Маринина поселила героиню своих произведений Настю Каменскую, оперативницу с Петровки, в однокомнатной квартире в рабочем районе. Точный адрес - Щелковское шоссе, д.42, кв. 70. Писательница рассказывала в одном из интервью, что вместе с родителями приехала из Ленинграда в Москву в 1971 году. Родители сняли квартиру на Сиреневом бульваре в доме №43. «У меня сохранились об этом периоде моей жизни очень теплые воспоминания, - говорила Марина Анатольевна (это реальное имя Марининой).- Хорошо запомнилось, как мы приходили в универсам «Первомайский». Там продавался настоящий зерновой кофе, и можно было попросить, чтоб его смололи. От кофе шел божественный аромат, сильный, тягучий. Я шла домой и с упоением нюхала этот пакетик. Раньше же кофе был большим дефицитом. Наш дом находился в замкнутом дворе, там было тихо и зелено. Я с удовольствием гуляла по бульвару, по Первомайской, Парковым улицам».
Конкретный дом для Каменской писательница просто выбрала по карте. Это обычная пятиэтажная «хрущевка».
Кстати
Неподалеку от завода «Серп и молот» возле Рогожской заставы «в доме восемь дробь один» жил прославленный Сергеем Михалковым милиционер дядя Степа.