Наличие страховых полисов у автолюбителей совсем скоро будут проверять камеры дорожного наблюдения. Они будут запрашивать информацию по каждому авто в базе Российского союза страховщиков (РСА). Если сведений об ОСАГО не окажется, то водителю будет выписываться «письмо счастья».
Где и когда это будет работать?
Нововведение должно было вступить в силу с 1 сентября, но из-за технических сложностей старт перенесли на более поздний срок. Однако за первый месяц осени планируется все уладить.
«В тестовом режиме взаимодействие идет много лет: мы обращаемся к базам ГИБДД, чтобы проверить информацию об автомобиле и подлинность водительского удостоверения, ГИБДД сверяет по нашей базе данные об ОСАГО. Правительство решило интегрировать эти базы. Теперь информация о страховом полисе будет предоставляться в автоматизированном режиме для системы видеофиксации нарушений. Камеры будут налажены в каждом регионе, но пока особо заинтересованы программой в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. Здесь система развивается активнее всего», - рассказывает EG.RU Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА).
Зачем нужна проверка полиса ОСАГО?
По подсчетам РСА, сегодня с поддельными полисами ОСАГО ездят около миллиона автомобилистов. Еще у двух миллионов их вовсе нет.
Новшество позволит сократить число таких клиентов в разы. Особенно это характерно для таких регионов России, как Волгоград, Краснодар, Владивосток.
«Проблема поддельных полисов характерна для всех регионов, но в крупных городах, таких как Москва, она стоит менее остро. Есть города так называемой «красной зоны» (всего их около шестнадцати), то есть регионы, где были проблемы с доступностью полисов. Страхование там часто является убыточным. Это Волгоград, Краснодар, теперь Владивосток», - отмечает Ефремов.
Планируется, что штраф за езду без ОСАГО будет составлять 800 рублей в день. Минфин предлагал увеличить цифру до 5000 рублей, но в Госдуме идею не поддержали.
«Я думаю, что пока рано давать оценки. Нужно подождать, когда все начнет работать. Для тех, кто ездит с полисом ОСАГО, никаких проблем и трудностей эти изменения не принесут. Только если будут случаться сбои и система не будет подтверждать полис. Проблема здесь не только в том, что нужно закручивать гайки и штрафовать автомобилистов, а в том, что цена полиса становится запредельно высокой. Статистика показывает, что число новых машин растет в разы, а количество полисов сокращается. Это говорит о том, что нужно урегулировать вопрос доступности страховки, а у нас пытаются решить его дополнительными наказаниями», - считает Антон Максимов, независимый автоэксперт.
Кстати, проблема технических сбоев на первоначальном этапе остается актуальной. Если они будут происходить, то это рискует обернуться настоящим кошмаром для водителей. На обжалование штрафов может уйти уйма времени.
В РСА предложили автовладельцам заранее проверить свой страховой полис в общей базе. А ГИБДД - на первоначальном этапе не выписывать штрафы, а присылать «пустые» уведомления, чтобы водитель смог внести свой документ в реестр, если он там отсутствует по каким-то причинам или купить новый полис.