Отечественные экспедиции с грохотом прошли по южным морям, оставив после себя немало земель с приятными русскому слуху названиями, но самым главным открытием был новый материк
Знаменитый мореплаватель Кук, уткнувшись в кромку льда, когда-то объявил, что Южный материк никто и никогда не найдет, даже если он и существует. 45 лет никто даже и не думал оспаривать слова авторитетного путешественника, пока русские не доказали обратное. После путешествия Беллинсгаузена и Лазарева в мире не осталось неизвестных материков.
Рекомендация Крузенштерна
20 сентября 1778 года на острове Эзель родился Фаддей Беллинсгаузен. Он не мог не стать моряком — все его детство прошло в окружении моря. В учебе Беллинсгаузен звезд с неба не хватал, но отличался завидным упорством и педантичностью в освоении морских наук.
Впоследствии эта педантичность спасла немало жизней. Вначале гардемарин, потом мичман, потом офицер — он знал всю «изнанку» кораблей и все особенности службы на них. Его старательность и упорство не остались незамеченными.
В 1819-м Беллинсгаузену доверили возглавить экспедицию, целью которой было открытие Антарктиды. Немалую роль в том, что никому не известный молодой офицер был рекомендован как руководитель в таком важном деле, сыграл знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн. Он высоко оценил знания и мореходные умения Беллинсгаузена еще в 1803 году во время кругосветного путешествия, где Фаддей был картографом.
С момента своей первой «кругосветки» Беллинсгаузен успел поднабраться опыта и в северных, и в южных морях, узнать специфику долгих морских переходов и столкнуться с проблемами, которые неизбежно возникают в длительных путешествиях.
Поэтому, когда пришло время обеспечивать собственную экспедицию необходимыми припасами, Беллинсгаузен прекрасно знал вопрос. Он учел все, что могло обеспечить безопасность и удобство кораблей и команды.
Корабли
Два судна, которые поступали в распоряжение этой экспедиции, были особым образом усилены. Флагман «Восток», которым командовал Беллинсгаузен, ниже ватерлинии был обшит медными листами — планировалось, что он будет пробивать дорогу для обоих кораблей сквозь плавающий лед. На более медленном «Мирном» под командованием Михаила Лазарева установили двухслойную обшивку, усилили корпус, заменили руль с соснового на дубовый.
Одновременно с оснасткой кораблей проходило оснащение личного состава. Беллинсгаузен со всем вниманием относился к вопросу сохранности жизни простого матроса, к его здоровью и удобству. Понимал, что именно от команды зависит успех всей экспедиции. Поэтому и к вопросам питания капитан подошел очень серьезно.
Обеспечение
В те времена бичом долгих путешествий была цинга, но люди научились с ней бороться. Беллинсгаузен сделал достаточные запасы противоцинготных средств. В кладовые были заложены лимоны, кислая капуста, овощная консервация, сушеные и моченые фрукты и овощи. Особое место отвели хвойным экстрактам и коре молодых кедров.
Отдельного внимания заслуживает и то, что в трюмах расположили бочки с крепчайшим ромом и красным вином. Предполагалось, что ром будут использовать «для сугреву» команды при антарктических морозах, а вином собирались дезинфицировать питьевую воду в жарком климате тропиков. Результатом такой заботы явилось то, что за время экспедиции никто из команды ни разу серьезно не заболел.
Знаменитая экспедиция готовилась всего один месяц. И, несмотря на такой короткий срок, все было продумано до мелочей. Немецкая педантичность Беллинсгаузена полностью обеспечила ее успех и сохранность человеческих жизней.
Крики пингвинов и буревестники
Отплытие состоялось из Кронштадта 16 июля 1819 года. Дальше — Копенгаген, Канарские острова, Рио-де-Жанейро. Там корабли стояли три недели, готовясь к плаванию в суровых южных широтах. Потом были острова Южная Георгия и Земля Сандвича — Кук в свое время ошибочно принял скопление отдельных островов за один.
Русские исправили его ошибку и дали архипелагу другое название: Южные Сандвичевы острова. Дальше стоял сплошной лед. Беллинсгаузен решил двигаться вдоль его кромки.
Сделанная 16 января 1820 года запись в бортовом журнале «Востока» гласила, что в этот день моряки слышали крики пингвинов, а вокруг летали буревестники. Уже позже станет известно, что именно в этот момент русские суда находились всего в двадцати милях от берега. Так что именно этот день будет занесен в мировую историю как дата открытия последнего на Земле неисследованного материка.
Но тогда русские не позволили себе уверенно утверждать, что открытие состоялось. Шестого февраля была еще одна попытка распознать землю, и снова неуверенность в том, что белая громада на горизонте является сушей. Следуя вдоль кромки льдов, корабли иногда приближались на 3-4 километра к берегам Антарктиды, но начались штормы. Было принято решение переждать опасный период в австралийском Порт-Джексоне.
Чтобы не терять время в бездействии, Беллинсгаузен исследовал неизвестную в те годы часть Тихого океана. Тогда были открыты так называемые «острова Россиян», которые впоследствии получили имена Барклая де Толли, Ермолова, Раевского, Кутузова и других. Бонусом — несколько островов недалеко от Таити и архипелага Фиджи.
Земля!
Открытия продолжались до начала сентября 1820 года. После этого корабли вернулись в Порт-Джексон, где снова были подготовлены для плавания во льдах. Экспедиция стартовала 11 ноября, и уже 18 января 1821 года была открыта Земля Александра I. Открытие материка было наконец зафиксировано без всяких сомнений.
Плавание продолжалось, хоть основная задача была выполнена. Экспедиция успела открыть остров Петра I и пару других, но тут ее пришлось свернуть из-за серьезного повреждения «Востока». Обратный путь лежал через Рио-де-Жанейро, где корабль отремонтировали. А потом через Лиссабон Беллинсгаузен прибыл в Кронштадт.
92 200 километров пути было пройдено кораблями Беллинсгаузена в этом путешествии, которое продолжалось 751 день. Было открыто и исследовано 29 островов, которые носят теперь русские имена. Еще 28 русских названий нанесено на карту самой Антарктиды.
Экспедиция Беллинсгаузена впервые классифицировала льды Антарктики, описала климат материка и прилегающей к нему акватории. В ходе экспедиции были собраны уникальные коллекции: ботаническая, зоологическая, этнографическая.
Моряк, революционер, ученый
Именно Беллинсгаузен объяснил принцип образования коралловых рифов и островов задолго до того, как это сделал Дарвин; объяснил скопление водорослей Саргассова моря, не постеснявшись спорить с непререкаемым, но ошибочным мнением Гумбольдта.
Беллинсгаузен решительно выступил против всеобщего мнения о необучаемости коренных австралийцев, которых общество считало практически животными.
Фаддей Беллинсгаузен успешно продолжал службу Отечеству вплоть до 25 января 1852 года. Его умением руководить флотом восхищались даже зарубежные полководцы. Он был счастливо женат, воспитывал четырех дочерей.
А о том, каким он был человеком, можно судить хотя бы по последней записке, которая была в его бумагах: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».