Капитан I ранга - сын лейтенанта Шмидта
Об аварии на атомном реакторе первого советского атомного ракетоносца К-19 информация в прессу просочилась в 90-м году. Хотя произошла она в 1961-м. Потом были нашумевший фильм Кэтрин БИГЕЛОУ «К-19: оставляющая вдов» и документальный фильм на канале «Россия» на минувшей неделе. Они оставили больше вопросов, чем дали ответов.
С одним из участников тех событий, капитаном I ранга в запасе Георгием КУЗНЕЦОВЫМ, мне посчастливилось встретиться.Елена ЛЕВИНА
ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ (2004 г.): никогда не забывал об офицерской чести |
Поводом для встречи послужило интервью газете «Труд» капитана I ранга в запасе Глеба Богатского. Его он дал в качестве участника трагедии К-19. Видимо, решив, что за давностью лет никто не станет уличать его во лжи.
- Кто такой Богатский на самом деле? - Глеб Богатский был командиром боевой части, так называемой группы БЧ-2, то есть. одним из младших офицеров К-19. В статье пишут «прослуживший на подводном флоте России с 1954 по 92-й год». В 54-м он только в училище поступил и пять лет курсантом являлся, так что в 61-м он был еще совсем «зеленым». А в 1970-х годах его назначили на береговую должность. Но самое главное - в тот поход он не ходил! Он болел, и вместо него был назначен лейтенант Ильин. А Богатский не только представляется тем, кем никогда не был, но и носит на груди знак «Подводная лодка», который могут носить только офицеры, допущенные к самостоятельному управлению кораблем. Он же кораблем никогда не управлял. Только командовал боевой частью! Возмущает, что среди подводников появился эдакий «сын лейтенанта Шмидта».Дезертир-полиглот
- Как вы попали на флот?
- В 15 лет я убежал из дома и пошел в подготовительное военно-морское училище - хотел стать подводником. Но по окончании его попал на Сахалин командиром торпедного катера. Через некоторое время меня назначили в противолодочную бригаду - командиром «охотника» за подводными лодками. Как-то зашли в маленький рыбацкий порт. И там у меня пропал старшина 2-й статьи Лапчевский. Искали его несколько часов, но так и не нашли. Выходим на боевое дежурство, и тут я обнаруживаю американскую подлодку. Приготовился ее бомбить, но, как полагается, сначала доложил командиру дивизиона. А тот приказал ждать, пока придет ответ на шифровку из штаба. Спустя два часа пришло приказание бомбить, а я лодку за это время потерял. Трое суток мы всем дивизионом ее искали, но все без толку.Бордель на корабле
- Как вы оказались на К-19 в том походе? Ведь вы тогда служили на другой лодке?
- Еще за полгода до этих событий старпом К-19 Владимир Ваганов, очень хороший командир, провалился в шахту перископа и получил травму. Это было в Северодвинске на госиспытаниях. И комбриг назначил в срочном порядке меня.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ: дважды ставил мир на грань ядерной катастрофы |
- Какая задача стояла перед экипажем?
- Это был первый серьезный выход лодки в море. В рамках очень крупных учений «Полярный круг». В них были задействованы десятки кораблей и самолетов. У американцев в то время уже были корабли с 16 ракетами «Поларис» с подводным стартом. А наш аналогичный корабль еще стоял на стапеле. Но нам нужно было показать, что и мы можем кое-что сделать. Хотя возможности К-19 были невелики.. Для того чтобы использовать наши три ракеты, нужно было вплотную подойти к берегам Америки. А это значит незамеченными пройти весь океан, пробраться вдоль берегов США, где концентрация противолодочных сил огромная, и всплыть у всех на виду. Успеешь выстрелить, нет ли… Но все же американцы знали, что у нас современные ракетоносцы на подходе, и внимательно следили за учениями. - В основном информацию о трагедии К-19 мы получили из американского фильма. Соответствует ли она тому, что произошло на самом деле? - О том, что собираются снимать фильм, я узнал еще на подготовительном этапе. Первый замначальника главного штаба ВМФ пригласил меня ознакомиться со сценарием. Сценарий был безобразный, просто возмутительный! Начинался он с того, что мы посетили… публичный дом. Лодка недостроенная, везде провода, беспрерывная игра в карты, в том числе во время аварии с командиром. Постоянные пьянки. Я подготовил рапорт. Описал в нем все это безобразие и закончил так: «Считаю, что по данному сценарию снимать фильм при каком бы то ни было участии нашего ВМФ совершенно невозможно. Полагаю целесообразным поручить нескольким компетентным подводникам изучить сценарий и представить свои соображения Главкому ВМФ».Был ли бунт
ГОЛЛИВУДСКИЕ ГЕРОИ И ИХ ПРОТОТИПЫ: Харрисон Форд - командир К-19 Николай Затеев, Лайем Нисон - старпом Георгий Кузнецов |
- Так бунт был или нет?
- Не было никакого бунта! Весь бунт заключался в неосторожной фразе замполита Шипова: «Может, высадимся на остров Ян Майен?» Ему в ответ сказали: «Да пошел ты, с таким мнением!» И все! Этот вопрос даже не обсуждался. А командир К-19 Николай Затеев в своих записках пишет: «Я никому не доложил». Чушь это собачья! Во-первых, не доложить о бунте - это преступление такое же, как сам бунт. Это записано в «Корабельном уставе». Во-вторых, если бы на корабле был хоть признак какого-либо бунта, это на второй день стало бы известно. Ведь на корабле работали информаторы. Кроме того, особисты после аварии со всем экипажем отдельно работали. Так что кто-нибудь бы проговорился. А нас наградили орденами «За мужество и отвагу» и Шипова тоже. Как это понимать? Ведь командир сам подписывал представление на награждение. - Американский корабль действительно предлагал вам помощь?Лучевая болезнь под запретом
- Когда вы прибыли в Полярный, экипаж обвинили в трусости?
- Не совсем так. Представитель политуправления ВМФ Бабушкин сказал, что матросы действовали героически, а с командным составом надо разобраться. К счастью, следом прибыл командующий флотом адмирал Андрей Чебаненко и заявил, что наши действия признала абсолютно верными. А позже и правительственная комиссия признает конструктивные недостатки атомных реакторов, а действия экипажа оценила как правильные. - Лучевую болезнь получили, конечно, все члены экипажа? - Получили-то все. Но врачи сказали, что только семеро находятся в состоянии средней тяжести. Их и отвезли в 6-ю клинику в Москве. За неделю все они скончались. Через три недели в Питере в госпитале умер капитан-лейтенант Юрий Повстьев. Многих лучевая болезнь достала позднее. Так, в 70-м году скончался командир БЧ-5 Анатолий Козырев. Я точно не знаю, но, по-моему, сегодня живы не более 20 процентов личного состава К-19.Только факт
Атомную подводную лодку К-19 на флоте прозвали «Хиросима». На ней произошло еще несколько аварий. В одной из них с погибло 28 человек.