Почему красавицы разных эпох посчитали бы друг друга сумасшедшими

dqwdybr0
Красота – это тайна во все времена / Источник: pixabay.com
В сентябре 1995 года Международный комитет эстетики и косметологии учредил День красоты. Красота всегда уникальна, и вообще она – в глазах смотрящего.

И если бы мы представили некий фантастический подиум, где перед нами прошлись бы красотки разных эпох, то зрители, наверное, сползли бы с кресел от хохота, а каждая модель за спиной у коллег бесконечно крутила бы пальцем у виска: дуры, мол, что с них взять? Вот в наше время…

Пыль веков на зеленых ступнях

У древних египтянок было кое-что общее с современными красавицами. Они тоже предпочитали стройную фигуру, тонкие черты лица и полные губы. Но вот крашенные зеленые ступни и лысая голова, которые, видно, вошли в моду из-за отсутствия в Древнем Египте нормальных дорог и присутствия вечной жары…А черные брови-гусеницы, наносившиеся на лицо, окрашенное желтой охрой?

«Фотография
Фотография бюста египетской царицы Нефертити в берлинском Новом музее. Источник: wikimedia.org/Philip Pikart

Если вы при росте 164 см имеете 86 см в обхвате груди, ваша талия по окружности насчитывает 69 см, а бедра — 93 см, то древнегреческие мужчины лежали бы у ваших ног. А уж если к этому прилагаются прямой нос, большие выпуклые и довольно широко расставленные глаза и округленные брови, — вы точно богиня.

Как известно, у жены императора Нерона муж был садист и самодур, видимо, поэтому Помпея Сабина держала подле себя сотню служанок, которые удаляли с тела императрицы любой появившийся волосок и купали ее в молоке ослицы. Процедуру наведения красоты никто не должен был видеть, и это касалось не только царственных особ.

Уважающая себя римлянка обязана была появляться на людях с выбеленным лицом и нанесенными румянами. Ценились крупные глаза, изогнутые брови и нос с высоко расположенной переносицей.

«Помпея
Помпея Сабина, жена Нерона. Источник: wikimedia.org

А в Древнем Китае прежде всего смотрели на женскую ступню. Поэтому девочкам с младенчества бинтовали ножки, чтобы оставались маленькими. Это приводило к таким травмам, что богатые китаянки, повзрослев, передвигались с помощью служанок и паланкина.

Это еще ничего, но вот черные зубы, которые считались идеалом красоты и для этого покрывались специальным лаком! Такой устрашающей улыбкой сияли отбеленные азиатские лица с ярко наведенными губами.

Три белые, три черные, три розовые…

Средние века навели шороху в европейской моде. Привлекательным стал «готический», или S-образный, силуэт, причем выпуклости следовало добиваться не с помощью подкладных подушек, а от собственного мужа. Мужчины постоянно воевали, гибли, следовательно, та, которой удалось сходить замуж и забеременеть, – красавица и счастливица.

Неизвестно, вызывала ли вожделение воина жена, у которой волосы были забраны под чепец, с бледным лицом, тонкими губами и маленьким ротиком. Добраться до женского естества было трудно: одежда надевалась в несколько слоев, чтобы скрыть запах редко моющегося тела. Наверняка рыцари «отрывались» на пленницах во время походов.

Лукас Кранах-старший. «Юдифь с головой Олоферна».
Лукас Кранах-старший. «Юдифь с головой Олоферна».

Во время Эпохи Возрождения дамы стремились наверстать упущенное. Из-под головных уборов полезли кудри, желательно золотисто-рыжие («тициановские»), грудь была почти полностью выставлена напоказ. Появились четкие формулы красоты: длина носа равна длине губ, оба уха по площади равны открытому рту, а в высоте тела восемь раз укладывается высота головы. Соответствуй как хочешь.

Вот еще одна заповедь: «У красивой женщины должны быть: три вещи белые – кожа, зубы, кисти рук; три черные – глаза, брови, ресницы; три розовые – губы, щеки, ногти; три длинные – тело, волосы, пальцы; три короткие – зубы, уши, ступни; три тонкие – губы, талия, ступни; три полные – руки, бедра, икры; три маленькие – соски, нос, голова...»

Тициан. «Женщина перед зеркалом»
Тициан. «Женщина перед зеркалом»

По-прежнему требует жертв

В Эпоху Просвещения талию нещадно сдавливают корсетами, а для расширения бедер подкладывают специальные дощечки. Не дай бог лицо загорит, это признак простолюдинки, поэтому на прогулках в женских зубах зажата специальная маска. Считалось, что вены на руках надо подмазывать голубым – это придает изнеженность облику. Плечики непременно округлые, ладошки мягкие.

В XVIII веке на лицах дам появляются «мушки». Очень часто этими накладками прикрывали прыщи, потому что мылись по-прежнему редко.

Т. Гейнсборо. «Дама в голубом»
Т. Гейнсборо. «Дама в голубом»

После бурных европейских революций на смену мучительным удавкам приходят легкие платья с завышенной талией. Самые раскрепощенные перед появлением на балу смачивают низ наряда водой, чтобы подчеркнуть еще и ноги. Воздушные наряды трепыхались вокруг тонких станов, а потом женщины штабелями умирали от пневмонии или зарабатывали чахотку.

Но в XIX веке мода была уже очень изменчивой. Путешествовали не только купцы и пираты, но и обычные граждане. Стали ходить поезда, газеты разносили по миру новости, в том числе о модных новинках. Естественность и простота стали уделом плебеек, снова появились корсеты. Приличная дама надевала перчатки, на голове возводилась сложная прическа.

А. Брюллов. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831-1832 гг.
А. Брюллов. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831-1832 гг.

От вуалетки до «варенки»

Если бы московская курсистка начала XX века и девушка из лихих 90-х, в «варенке» и с «бодрым» начесом, встретились каким-либо образом, они бы точно покрутили друг другу пальцем у виска. А может быть, наоборот – сошлись бы на том, что «все мужики сво…» Ведь XX век изменил в жизни женщин всё. Они получили право работать, рожать без мужа, летать в космос и, увы, пахать на себе вместо трактора.

Наталья Щукина в фильме «Интердевочка»
Наталья Щукина в фильме «Интердевочка». Начес и «леопард» стали очень популярными у девушек 90-х.

Практически каждое десятилетие прошлого века – это эпоха, в том числе и в моде.

Конец XIX – начало XX века – это так называемый «модерн», где еще мы видим пышные шляпы, талию в корсете и очень подчеркнутые ягодицы. На самом лице ничего особенного не рисовали, зато шикарно было прикрыть его вуалеткой.

Леон Бакст. «Ужин»
Леон Бакст. «Ужин»

Дальше на моду стремительно влияет Первая мировая война, а в нашей стране, естественно, Октябрьский переворот. До красоты ли тут, когда у тебя в руках то весло, то сноп. Но те, у кого была возможность, предпочитали походить на Любовь Орлову.

А. Самохвалов «Девушка в футболке», 1932 год
А. Самохвалов «Девушка в футболке», 1932 год

Моду в правильном ее понимании вернула в Советский Союз «оттепель». Снова появились пышные платьица, каблучки, «бабетты» и «халы» на голове. Идеалом красоты и у нас, и во всем мире окончательно становятся актрисы, например, очаровательная Одри Хепберн или безумно сексапильная Мэрилин Монро.

Мэрилин Монро в фильме «Ниагара», 1953 год.
Мэрилин Монро в фильме «Ниагара», 1953 год.

Сокрушительным ударом по привычному представлению о женской красоте стало появление в середине 60-х манекенщицы под псевдонимом Твигги («тростинка»). С тех пор идея похудеть не покидает женские головки.

Твигги и Кристофер Гейбл в фильме «Приятель», 1971 г.
Твигги и Кристофер Гейбл в фильме «Приятель», 1971 г.

Но нет-нет, а мода возьмет и передаст привет из прошлого. И пусть автомобили, метро и прочее требуют от нас удобной и немаркой одежды, но в свадебном наряде, который надевается один раз, в последние десятилетия появляются вуалетки, широкополые шляпы, высокие перчатки и даже кринолины. И это, согласитесь, прекрасно.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Почему красавицы разных эпох посчитали бы друг друга сумасшедшими
«Великая гадина»: какой на самом деле была Любовь Орлова