Призраки Тихого океана: история подводного флота колумбийской наркомафии

Подводная лодка колумбийской наркомафии, обнаруженная в 2010 году в джунглях Эквадора

Они миниатюрны и практически не распознаются радарами американской береговой охраны, но перевозят партии наркотиков, оцениваемые в сотни миллионов долларов

Торговля наркотиками считается самым прибыльным видом бизнеса, а наркокартели идут на всевозможные ухищрения, пытаясь доставить крупные партии зелья в богатые страны.

Как прорваться в США

Особняком в списке таких стран стоят Соединенные Штаты, ставшие огромным рынком сбыта для колумбийского кокаина. Автотранспортное и авиасообщение полностью контролируются властями, и доставить наркотики в страну можно только морем, для чего требуется перехитрить отлично обученную и обеспеченную спецтехникой береговую охрану.

Вплоть до начала 80-х годов минувшего столетия колумбийские наркокартели не испытывали особых проблем с доставкой кокаина в США. Сверхскоростные катера мафии легко уходили от неповоротливых кораблей американской береговой охраны, играя с пограничниками в кошки-мышки.

Американский рынок очень заинтересован в колумбийских наркотиках. Кадр из фильма «Лицо со шрамом»

Все изменил президент Рональд Рейган, потребовавший выделения дополнительных субсидий на борьбу с наркотрафиком. Установленные на специальные самолеты сверхчувствительные радары начали обнаруживать суда наркоперевозчиков в открытом море, новые катера погранслужбы США легко загоняли их в заранее подготовленные ловушки, а убытки колумбийских картелей исчислялись миллиардами долларов.

Не по воде, так под водой!

Первой перспективной идеей, которая в течение нескольких лет приносила успех наркоперевозчикам, стало создание необитаемых торпед. Они буксировались за обычным рыболовецким судном, находясь на глубине до 10 метров.

Подготовка наркоторпеды. Кадр из фильма «Грязные руки»

Обычно для транспортировки такой торпеды требовалась мини-флотилия из трех рыболовецких шхун. Первая выступала в роли наблюдателя и передавала информацию об обнаруженных пограничных судах. Вторая буксировала нагруженную несколькими тоннами наркотиков торпеду и должна была бросить ее при приближении пограничников.

Через несколько часов подводный объект выбрасывал на поверхность радиобуй, а третье судно-дублер должно было его подобрать. Доходы от транспортировки были настолько высоки, что торпеды повторно не использовались, а затапливались в открытом море.

О новом способе доставки наркотиков в США стало известно только в 1988 году, когда вблизи одного из курортов Флориды серфер Иван Келлерман случайно обнаружил такую торпеду длиной 6,5 метра. Видимо, кто-то из удачливых курьеров подставил своих коллег по наркобизнесу, поленившись оттащить ее в открытое море и затопить.

В короткое время береговой охране удалось обнаружить несколько десятков подобных торпед и посадить в тюрьму более сотни курьеров, утверждавших, что они не имеют никакого отношения к извлеченным из глубины наркотикам.

Изъятые у курьеров брикеты кокаина с товарными знаками картеля-производителя. Источник: wikipedia.org

Практически незаметные полуподлодки

Схему пришлось срочно менять, и тут на помощь мафиози пришла природная колумбийская смекалка. Автор этого изобретения неизвестен, но в джунглях Колумбии и Эквадора начали изготавливать суда нового типа, аналогов которым до этого в мире не существовало.

Контрабандисты брали обычный деревянный катер и полностью обшивали его листами из стеклопластика, которые практически не отражали сигналы американских радаров. Уникальность подобных судов заключалась в том, что в загруженном состоянии они имели осадку до 4,5 метра, а над уровнем воды выступали лишь на 8-10 сантиметров.

Обычно их изготавливали на импровизированных верфях в многочисленных притоках южноамериканских рек, а в открытое море выводили лишь в день загрузки наркотиками и отправки в рейс.

Такие суда оснащали самой современной навигационной аппаратурой советского производства, а их стоимость достигала одного миллиона долларов. Но доход с одного рейса в 100-200 миллионов долларов с лихвой компенсировал подобные затраты, и один раз использовавшаяся лодка обязательно находила пристанище на дне океана.

Американские пограничники все же научились охотиться на такие лодки-призраки. Для этого потребовалось увеличить количество специальных самолетов береговой охраны, которые с небольшой высоты все же могли разглядеть… нет, не сами лодки, а их кильватерный след.

Полуподлодка наркомафии перед перехватом силами ВМС США. Источник: wikipedia.org

В 2007 году у берегов Коста-Рики впервые задержали такое судно с несколькими тоннами наркотиков. С тех пор удалось обнаружить больше 50 полуподлодок, что оценивается в 10% от их реального количества.

Субмарины-невидимки

Не желающая терять доходы колумбийская наркомафия приступила к постройке полноценных подводных лодок, которые могут находиться в автономном плавании до одного месяца и перевозить сотни тонн наркотиков.

Деньги решают все, и в распоряжении наркобаронов оказались техническая документация немецких субмарин времен Второй мировой войны… и чертежи советских лодок проекта 865 «Пиранья».

Из-за сложности секретной доставки высокотехнологичных материалов в джунгли Южной Америки местные умельцы опять вернулись к использованию прочной древесины и стеклопластика.

В 2010 году в джунглях Эквадора спецназ США обнаружил подпольную верфь, на которой находились две полноценные подводные лодки наркомафии. Каждая из них имела длину 30 метров и могла транспортировать до 200 тонн наркотиков.

Субмарина наркомафии, захваченная в 2010 году в Эквадоре. Источник: wikipedia.org

Одну из субмарин уничтожили вместе с верфью, а вторую, которая находилась на завершающей стадии постройки, транспортировали в США для изучения. Вывод экспертов был однозначен — перед ними адаптированная к местным условиям копия советской «Пираньи».

С тех пор информация об использовании полноценных подводных лодок колумбийской наркомафией не поступает. Американцы утверждают, что такие субмарины больше не изготавливаются. А может быть, они просто не могут обнаружить снующие туда-сюда «Пираньи», еще в конце прошлого века прозванные «невидимками»?