Три сентябрьских дня 2004 года навсегда останутся самыми черными днями для жителей осетинского городка Беслан. Жертвами одного из самых жутких терактов в российской истории стали 334 человека, включая 186 детей в возрасте от 1 до 17 лет
Трагический «Первый звонок»
Торжественная линейка 1 сентября в бесланской средней школе № 1 обещала быть грандиозной. С цветами к школе пришли 895 учеников, их родители и близкие. Многие из них придут сюда через несколько дней. И тоже с цветами. Только повод будет куда трагичнее.
А тогда, 1 сентября, по невероятному стечению обстоятельств четыре из девяти детсадов Беслана были закрыты на ремонт, и родители школьников вынуждены были прийти на линейку вместе с малышами, которых просто не на кого было оставить.
Примерно в начале десятого утра, во время вступительной речи директора, к школьному двору подъехал тентованный автомобиль ГАЗ-66, из которого начали выскакивать вооруженные террористы.
Сначала многие из гостей подумали, что начались антитеррористические учения, но реальность оказалась намного ужаснее. Боевики окружили двор и, открыв беспорядочную стрельбу в воздух, начали сгонять людей в помещение школы.
Много позднее следственная комиссия определит, что в спортзале, столовой и других помещениях школы оказалось более 1100 гражданских лиц. Большинству старшеклассников в суматохе удалось убежать, а вот ученики младших классов и родители с детсадовцами почти все оказались в заложниках.
Терроризм против детей
Точное количество террористов, принявших участие в захвате школы, до сих пор неизвестно. По некоторым данным, их было 27 человек, а другие источники говорят о 32 боевиках. Сложность заключается еще и в том, что нескольким молодым мужчинам из числа заложников бандиты надели пояса шахидов и никому из них впоследствии выжить так и не удалось.
Подготовленные Шамилем Басаевым боевики были отлично вооружены. Они имели 22 автомата Калашникова с подствольными гранатометами, два пулемета РПК-74, два пулемета ПКМ и один танковый пулемет Калашникова, а также ручные противотанковые гранатометы РПГ-7 и РПГ-18 «Муха».
Точное количество взрывчатки неизвестно, но ее хватило для того, чтобы заминировать все подходы к школе, некоторые окна и разместить фугасы внутри помещений с заложниками.
Только около полудня бандиты выпустили из школы женщину, которая передала спецслужбам записку: «Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас — убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту, мы расстреляем 10 человек».
Неудавшиеся переговоры
Террористы сообщили, что будут вести переговоры исключительно с президентом Северной Осетии Александром Дзасоховым, руководителем Ингушетии Муратом Зязиковым или с детским врачом Леонидом Рошалем.
Около 4 часов дня в здании школы прогремел взрыв и раздалась серия выстрелов. Это должно было дать понять властям, что ситуация очень серьезна и жизнь заложников находится под угрозой.
Бандиты отказались от предложения передать детям еду и воду, опасаясь того, что в них могут находиться психотропные вещества. В следующие двое суток невинные люди вынуждены были питаться лепестками принесенных на праздник цветов и пить собственную мочу. Но для боевиков это не имело никакого значения.
На второй день на встречу с террористами прибыл бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Ему удалось добиться освобождения 24 женщин с грудными детьми. На другие уступки боевики идти не захотели.
Беспощадный штурм
Примерно в полдень 3 сентября военное руководство приняло окончательное решение о проведении силовой операции по освобождению заложников. Кто стал виновником первых взрывов, раздавшихся в школьном спортзале в 13:04, до сих пор не установлено. Находившиеся в ужасном состоянии заложники начали выпрыгивать из окон, а бандиты открыли по ним беспорядочную стрельбу, убив, по меньшей мере, 29 человек.
Силовики пошли на штурм, а над школой зависли десантные вертолеты Ми-8. В 13:31 террористы подорвали заложенные в школе фугасы, вызвав обрушение крыши.
Описывать ужас боя не имеет смысла. Силовики из танков расстреливали бандитов, засевших в одном из домов вблизи школы. Те отвечали из всего, что имели. При освобождении заложников погибли 10 бойцов спецназа ФСБ, а всех террористов за исключением Нурпаши Кулаева удалось уничтожить.
Сегодня он отбывает пожизненное заключение в особой колонии «Полярная сова» поселка Харп Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В тюрьме для него созданы особые условия содержания, позволяющие каждый день вспоминать о сотнях невинно загубленных жизней.
Подвиг и трусость всегда рядом
Во время теракта проявились все лучшие и худшие качества людей. Некоторые бросили своих детей, спасая собственную жизнь, а многие, наоборот, сами сдались террористам, чтобы оказаться возле малышей. Матери помогали чужим детям, а мужчины прикрывали их собственными телами.
89-летнему бывшему директору школы Таркану Сабанову бандиты сами предложили покинуть спортзал. Но он отказался, сказав, что должен находиться вместе со своими учениками и уселся на пол прямо под баскетбольное кольцо с прикрепленной к нему взрывчаткой. Позднее его опознают лишь по ступне и ботинку.
Спасением заложников занимались не только военные, но и множество молодых мужчин, специально приехавших из соседних селений. Женщин и детей выносили из разрушенного здания на руках даже под огнем террористов.
Позднее следователи расскажут, что если бы не подвиг этих людей, погибших могло быть значительно больше. Но количество жертв и так было ужасающим – 334 человека, включая 186 детей. 66 семей Беслана потеряли от двух до шести человек, а 17 детей остались круглыми сиротами. Более 700 человек (половина – дети) получили ранения различной степени тяжести.
Почти все выжившие дети-заложники прошли специальный курс психологической реабилитации в клиниках Германии и Швейцарии. Но так и не смогли забыть три дня черного сентября 2004 года.