За какое массовое убийство СССР назвали «империей зла»
В ночь на 1 сентября 1983 года в дальневосточное воздушное пространство СССР вошел огромный пассажирский «Боинг-747» южнокорейских авиалиний. Рейс 007 по непонятным причинам отклонился от международной трассы Нью-Йорк – Анкоридж – Сеул. На его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров.
В 6 часов утра по местному времени в аэропорту Сеула собралось несколько десятков человек, которые планировали встретить своих близких, возвращавшихся из США. Но ни через час, ни позже самолет так и не прилетел.
Отказывались до последнего
Удивленным людям рассказали, что у самолета возникли какие-то неполадки и он немного задерживается. Примерно в 10 часов кто-то «знающий» заявил, что по всем подсчетам у воздушного судна должно было уже закончиться горючее, но администрация аэропорта сообщила: пассажирский лайнер совершил вынужденную посадку на Сахалине, причин для беспокойства нет.
Еще через час МИД СССР проинформировал японского посланника (с Южной Кореей наша страна не имела дипломатических отношений) о том, что на Сахалине ни один иностранный самолет не совершал вынужденной посадки, а о местонахождении пассажирского Боинга-747 вообще ничего не известно.
Только 3 сентября СССР признал, что лайнер южнокорейских авиалиний отклонился от курса, вошел в советское воздушное пространство более чем на 500 км и пролетел над важнейшими военными объектами страны. Советские истребители сопроводили его в нейтральное воздушное пространство, после чего вернулись на аэродром.
Но наши генералы не учли, что их переговоры перехватывались десятками радиостанций, представители которых сообщили о том, что «русские сбили пассажирский самолет».
Что случилось на самом деле
Далее отпираться не имело смысла, и 9 сентября начальник Генерального штаба ВС СССР Николай Огарков провел открытую пресс-конференцию. На ней журналистам рассказали, что пассажирский боинг совершал тщательно спланированную разведывательную акцию. Над островом Сахалин его перехвалил истребитель Су-15 и по команде командования сбил точно выпущенной ракетой. Самолет рухнул в пролив Лаперуза в 37 км южнее острова Сахалин. Все находившиеся на борту 269 человек, включая 23 детей в возрасте до 12-ти лет, погибли.
Сначала авиалайнер зафиксировали над Камчаткой, передали ему предупредительные сигналы, но экипаж не отвечал и, не меняя курс, вышел из воздушного пространства СССР.
После того как воздушное судно повторно вошло в советское воздушное пространство над Сахалином, его вновь перехватили наши истребители Су-15 и потребовали изменить курс. Из-за того, что пилоты не реагировали, авиалайнер было решено сбить ракетой «воздух-воздух».
Справедливости ради нужно отметить, что южнокорейская сторона категорически отвергла версию о том, что пилотов предупреждали о нарушении советского воздушного пространства, а СССР так и не предоставил доказательств попыток избежать подобной трагедии.
Отсюда однозначный вывод западной прессы: атака пассажирского самолета была террористическим актом, совершенным советскими военными.
Такая разная реакция
Сказать, что новость взорвала западное информационное пространство, – это не сказать ничего.
В США и Южной Корее на улицы вышли тысячи людей, которые требовали призвать к ответу «беспринципных коммунистов». Советские флаги сжигались даже сотнями, а некоторые особо отчаянные головы требовали нанесения ядерного удара по Москве.
Президент США Рональд Рейган открыто заявил, что СССР, который готов убивать мирных пассажиров, является «империей зла», и пообещал приложить максимум усилий для ее уничтожения. Он сдержит свое обещание, и всего через 8 лет экономические санкции разорвут Советский Союз на 15 частей.
А в СМИ СССР царила настоящая эйфория: уничтожение самолета преподносилось как подвиг военных, которые держат границу на замке, не допуская проникновения в наше воздушное пространство иностранных самолетов-шпионов.
О погибших людях вспоминали как-то вскользь. Зато тут же пошел гулять циничный анекдот о том, что СССР выслал в Южную Корею соболезнования за 20 минут до трагедии.
Цепь трагических обстоятельств
Поскольку обломки авиалайнера упали в пределах советских территориальных вод, то иностранным спасателям было категорически запрещено заниматься поисками тел погибших и «черных ящиков», которые сохранили все переговоры членов экипажа между собой.
Примерно через 2 месяца советские водолазы нашли место крушения и подняли «черные ящики». Но тел погибших в самолете не оказалось, за исключением нескольких фрагментов. Во всяком случае, такова официальная версия, которую никому так и не позволили проверить.
Кстати: Именно по мотивам этой катастрофы спустя несколько десятилетий снимут художественный сериал Lost «Остаться в живых», в котором представят, что могло бы случиться с пассажирами южнокорейского «Боинга», если бы они остались живы.
СССР отказался передавать «черные ящики» Международной организации гражданской авиации (ИКАО), мотивируя это тем, что переговоры членов экипажа подтверждают версию о разведывательной операции, а разглашать секретную информацию нельзя.
Только через 10 лет по личной инициативе Бориса Ельцина самописцы передадут экспертам ИКАО. Их данные подтвердят первоначальные выводы о том, что экипаж по собственной халатности неправильно выставил маршрут автопилота и залетел в воздушное пространство СССР абсолютно неумышленно.
Летевший со стороны Аляски на автопилоте «Боинг» вообще не менял своего направления. Он вошел в воздушное пространство СССР над Камчаткой, после чего благополучно вышел из него. И только в небе над Сахалином был уничтожен.
В 1993 году ИКАО разделила вину между пилотами «Боинга» и советскими военными, назвав гибель людей «цепью трагических обстоятельств».