В наше время многих известных людей – представителей политики, шоу-бизнеса и других сфер – критикуют за то, что их дети учатся не на Родине, а в Европе или США. Но давайте взглянем на это с другой стороны. Российская история знает немало случаев, когда люди уезжали учиться в Европу, набирались ценных знаний, а затем, вернувшись обратно, использовали эти знания для работы во благо своей страны.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)
В 1736 году Михайло Ломоносова и еще двоих способных учеников Академии наук было решено отправить на учебу в Европу. Почти три года они изучали основы металлургии, химии и других наук в Марбурге (Гессене) у знаменитого Христиана Вольфа. Затем какое-то время провели в университетском городе Фрайберг, где их учил горному делу Иоганн Генкель.
Знания, которые Ломоносов приобрел за пределами России, немало помогли ему в дальнейшей работе.
Напомним, что Ломоносов был ученым-универсалом. Это был великий для своего времени физик и химик, основоположник научного мореплавания, физической химии, науки о стекле, астроном (открыл наличие атмосферы у Венеры), приборостроитель, географ, металлург, геолог, а также поэт, художник, историк, филолог и генеалог. Ломоносов стремился развивать просвещение в нашей стране: именно он разработал проект Московского университета, который впоследствии был назван его именем.
Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881)
Знаменитый русский хирург, ученый-анатом, основатель русской школы анестезии и русской военно-полевой хирургии Николай Пирогов учился в Дерптском университете (сейчас это Тартуский университет в городе Тарту) в Эстонии.
Именно здесь он работал в университетской хирургической клинике и защитил докторскую диссертацию. Затем на протяжении трех лет Пирогов и еще 11 студентов его вуза продолжали свои научные изыскания в Берлинском университете. Вернувшись в Эстонию, 26-летний Николай стал самым молодым профессором Дерптского университета.
Методы, разработанные им в середине XIX века, значительно помогли работе хирургов того времени. Он первым начал использовать эфирный наркоз и крахмальную перевязку, а его анатомический атлас дал возможность хирургам проводить операции, нанося пациентам минимум травм. Во время Крымской войны Пирогов впервые в истории медицины использовал гипсовую повязку.
Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905)
Сеченов – выдающийся русский просветитель, медик, биолог, физико-химик, заслуженный профессор Московского университета, один из основоположников психологии.
Он был сыном помещика, и начальное образование получил дома, в Симбирской губернии. Закончив Главное военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге в 1843-1848 годах, поступил на службу в саперный батальон в Киеве, а в 1850-м приступил к учебе на медицинском факультете Московского университета и окончил его шесть лет спустя с отличием со степенью лекаря.
Чтобы получить новые знания в области физиологии, Сеченов на четыре года отправился в Германию и слушал лекции в Берлинском, Лейпцигском, Гейдельбергском университетах, где преподавали самые известные ученые-физиологи.
Вклад Сеченова в науку невозможно переоценить. Он работал над изучением таких тем, как физиология дыхания, обмен веществ, газообмен, нервно-мышечная физиология. В области изучения центральной нервной системы русский ученый совершил важнейшие открытия, позволяющие понять принципы существования различных форм мозговой деятельности.
Менделеев Дмитрий Иванович (1834 – 1907)
С 1859 по 1861 годы, уже будучи профессором Санкт-Петербургского технологического института, первооткрыватель периодического закона химических элементов Менделеев находился в научной командировке в Германии и стажировался в Гейдельбергском университете – «центре естественных наук» всей Европы.
Дмитрий ходил на лекции, проводил научные исследования с помощью уникального оборудования, созданного по его просьбе европейскими механиками и мастерами стекольного дела.
Вернувшись в Россию, Менделеев вместе со своими коллегами смог продолжить исследования и совершить ряд открытий, изменивших мировую науку.
Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945)
Жизнь известного русского ученого-естествоиспытателя Вернадского была тесно связана с Европой. Там он учился, работал, читал лекции и участвовал в научных конгрессах.
В 1888-1890 годах Санкт-Петербургский университет отправил Вернадского в научную командировку, в рамках которой он проходил обучение в Италии, Франции и Германии. В 1889 году он помогал Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» получил золотую медаль.
В Мюнхене Вернадский проходил стажировку у Пауля Грота, в Париже – у Ле Шателье.
Кандинский Василий Васильевич (1866 – 1944)
Один из основоположников абстракционизма в живописи Василий Кандинский в 1897 году стал учеником школы Ажбе в Мюнхене, а затем учился в Мюнхенской академии художеств. Его учителем в академии был Франц фон Штук – известный живописец и скульптор.
Позже, обосновавшись в Европе, Кандинский и сам преподавал студентам живопись в веймарской Школе Баухаус.
Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874 – 1934)
Вячеслав Менжинский вошел в историю не только как революционер, нарком финансов РСФСР и председатель ОГПУ. Он был к тому же весьма образованным человеком.
Окончив Петербургский университет, он много читал, занимался самообразованием и знал (по некоторым данным) 19 иностранных языков.
За годы своей эмиграции Менжинский успел пожить в Швейцарии и во Франции, где учился в Сорбонне и был, к слову, одним из лучших студентов на курсе. Позже в Италии он сам занялся преподавательской деятельностью и читал лекции по технике газетного дела студентам университета Болоньи – старейшего в Европе.
Гумилев Николай Степанович (1886 – 1921)
Учеба во французской Сорбонне сильно повлияла на творчество знаменитого поэта, прозаика, переводчика, создателя школы акмеизма Николая Гумилева. Он учился там с 1906 года, изучал французскую литературу и пробовал себя в живописи.
Именно в Париже его талант заиграл яркими красками и поэт выпустил свой второй сборник стихов. Люди, с которыми он знакомился в Европе, и места, в которых он бывал, также оставили свой след в творчестве Гумилева.
Маршак Самуил Яковлевич (1887 – 1964)
Автор популярных детских книг Самуил Маршак признавался, что годы, проведенные за границей, очень много значили в его становлении как писателя.
Вместе со своей молодой женой в 1912 году поэт и драматург отправился в Англию, где несколько лет жил и учился на филологическом факультете Лондонского университета.
В Лондоне Маршак изучал английский язык, историю литературы, переводил на русский язык произведения британских поэтов. Он также много путешествовал по Англии, записывая местный фольклор.
Мандельштам Осип (1891 – 1938)
Один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Мандельштам родился в Варшаве, но с шести лет жил с семьей в Петербурге. Окончив в 16 лет Тенишевское училище, российскую кузницу «культурных кадров» начала XX века, он подал прошение о приеме вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, но позднее забрал из канцелярии свои документы и отправился во Францию.
Он учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете, изучал французскую поэзию. В Париже познакомился с Николаем Гумилевым. Не забывал Мандельштам и о России, периодически приезжая в Петербург и посещая лекции по стихосложению у Вячеслава Иванова.
В 1911 году у семьи Осипа возникли финансовые проблемы и давать ему образование в Европе больше не представлялось возможным.
Цветаева Марина Ивановна (1892 – 1941)
Благодаря превосходному образованию, полученному в Европе, Цветаева была одной из самых начитанных и образованных девушек своего круга. Она училась во французском интернате в швейцарской Лозанне, затем в немецком пансионе во Фрайбурге. В 16 лет русская девушка поехала во Францию и поступила на курс в области старофранцузской литературы в Сорбонне.
Благодаря учебе в Европе поэтесса выучила несколько иностранных языков и много узнала о жизни Старого Света.