Это столкновение на футбольном поле поначалу не выглядело таким уж страшным. Молодому вратарю наложили швы на голову и отправили на всякий случай на осмотр в махачкалинский госпиталь. По дороге его сердце остановилось. А заведенное — остановилось снова. И еще раз. 28 августа 2001 года после 10 дней борьбы за жизнь погиб вратарь московского ЦСКА Сергей Перхун.
Таких столкновений в истории мирового футбола — сотни, в истории российского — десятки. Смелость — то, за что хвалят вратаря, а классический бросок в ноги нападающему — классика советской вратарской школы. В том сезоне Сергей Перхун, только перешедший в ЦСКА и недавно дебютировавший за сборную Украины, сразу стал основным. Во многом — благодаря тому отчаянию, с которым он отстаивал свои ворота. До трагического выезда в Махачкалу он пропустил лишь семь мячей в 13 играх. А потом был тот самый матч с «Анжи».
Вратарь ЦСКА, вратарь сборной
В украинском Днепропетровске в советские годы была серьезная футбольная школа. После развала Союза она по инерции выдала еще нескольких талантливых игроков. Одним из них был Сергей Перхун: малоприметный технически, но высокий и гибкий голкипер. К 20 годам он дослужился до молодежной сборной Украины, но в местном чемпионате ему было невыносимо скучно. К тому же, в основной состав любимого с детства «Днепра» пробиться было непросто.
В 1999 году 22-летний Перхун перешел в молдавский «Шериф». Клуб менее интересный, но там он получил постоянную игровую практику. Как оказалось — выбор был верным. Через два года на украинского вратаря обратил внимание московский ЦСКА. В первых двух матчах клуб проиграл с общим счетом 0-5 и боссы команды решили найти замену неудачно начавшему сезон Андрею Новосадову. Дебют Перхуна за армейцев пришелся на дерби со «Спартаком». ЦСКА проиграл 0-1, но молодой вратарь творил чудеса.
Став основным вратарем столичного клуба, Перхун попал в поле зрения тренеров украинской сборной. 15 августа он провел тайм в товарищеском матче с латышами, после чего ненадолго заехал к супруге в Днепр. 18 августа он уже был вместе с основным составом ЦСКА в Махачкале. Полный сил и готовности идти к новым вершинам.
«Папа бубух»
Судьбы часто вершат секунды. В какой-то момент, увидев, что на его ворота мчится нападающий «Анжи» Будун Будунов, Перхун решил не оставаться в воротах и выйти на перехват. Момент действительно выглядел опасно — заполучи Будунов мяч, он бы выходил один на один — верный гол, убойная дистанция, а счет 0-0, и 75 минута, права на ошибку нет.
Но беда - мяч еще не успел залететь в штрафную площадку - играть руками вратарю нельзя. Он решает дотянуться головой и влетает в голову Будунова. Падение махачкалинца выглядело даже страшнее. Оба отправляются в госпиталь, но Перхун — больше с косметическими целями — проверить, как наложены швы, переночевать и потом пару недель лечиться от сотрясения мозга — но уже в Москве. Через семь минут после отъезда машины от стадиона сердце Сергей Перхуна остановилось. После приезда в больницу — еще раз. А потом — еще раз. Сергея вытаскивали с того света неоднократно. До диагноза — тотальный отек головного мозга. На следующий день Перхуна перевезли в Москву, в Бурденко.
«Этот матч не показывали по телевидению, — вспоминает Юлия Перхун, вдова футболиста. — Показывали другую игру. Но параллельно сообщали о том, что происходит в других матчах. И Катюша, наша двухлетняя тогда дочка, подошла ко мне и сказала «Папа бубух». Я подумала, что он пропустил гол...».
Будун Будунов момент столкновения не помнит. Более того — он не помнит всю ту игру. Похожая травма — ушиб головного мозга, и в том сезоне он больше не сыграл.
«Я думала, что не смогу жить»
Врачи говорят, что поделать было ничего нельзя. Гематома затронула самые глубинные участки головного мозга. В Бурденко разводили руками. Все 10 дней с ним рядом была его жена. Юля и Сергей ждали второго ребенка, до рождения которого оставалось еще пять месяцев.
«В какие-то моменты я думала, что не смогу жить», — признается Юля.
Из комы игрок так и не вышел. 28 августа рано утром он умер. Настя Перхун родилась 14 декабря. Два года назад она спела гимн России на церемонии открытия нового стадиона ЦСКА в Москве...