«Хочешь играть классику – подрабатывай, чтоб хватило на жизнь»: о музыкантах, деньгах и провинции
Он вырос в музыкальной семье. Поэтому с будущей профессией определился ещё в начальной школе. Андрей ничуть не жалеет о своём выборе, хотя классическое искусство в современной России (особенно в провинции) находится, к сожалению, в упадке — люди в последнее время выбирают что-то более простое для восприятия.
В интервью EG.RU Андрей Карпий рассказал о том, как живётся и работается пианисту в российской глубинке, поделился своими мыслями о роли педагога в жизни музыканта и объяснил, почему более 80% учеников музыкальных школ мечтают поскорее её закончить и больше никогда не браться за инструмент.
Как рождаются музыканты
«Мой отец музыкант (отец Андрея — известный баянист, заслуженный артист РСФСР Виктор Фёдорович Карпий — прим.ред.). С самого детства я видел, что он гастролирует, постоянно занимается.
Дома у нас стояло пианино, к которому я впервые подошёл лет, наверное, в семь. Я попросил отца: «Научи меня чего-нибудь играть». Он мне показал, как одним пальцем сыграть «В траве сидел кузнечик». Я выучил песню минут за пять и заявил, что желаю ездить на концерты вместе с ним, так как теперь я тоже могу. Через несколько дней родители предложили мне пойти в музыкальную школу».
Почему учёба может сформировать отвращение к искусству
«В первую очередь, всё зависит от педагога. Педагог для музыканта — это путеводная звезда. Если повезёт в жизни музыканту с шефом, с наставником, то всё будет прекрасно. Практически любой ребёнок не любит что-то делать «из-под палки» и будет всячески сопротивляться тому, что ему навязывают, вопреки его желанию, взрослые. Для занятий музыкой нужны усидчивость и терпение. Нужно посвящать этому хотя бы пару часов в день — ребёнку это очень сложно. А по поводу отвращения: процентов 80 людей, которые ходят в музыкальную школу, никак не могут дождаться, когда же она закончится.
Настоящих, талантливых педагогов, которые могут увлечь, — единицы. Общеобразовательную школу все воспринимают как должное, а музыкалка — это же факультатив.
Многие родители отдают своих детей туда просто для того, чтобы те на улице не болтались. Другой вопрос, когда ребёнок растёт в культурной семье и его учат музыке для общего развития — в этом случае ему подыскивают частного педагога.
В основной массе преподаватели в наших музыкальных школах — люди пожилые, которым уже абсолютно всё равно. Очень много формальностей. Есть, конечно, неравнодушные, но их единицы. Особенно их мало в провинции».
Как музыканту стать духовно богаче и не потерять себя
«Если классический музыкант интересуется не только классической музыкой — это очень большой плюс. Как говорил замечательный композитор и профессор, заслуженный деятель искусств России Александр Афанасьевич Тимошенко: «Когда человек воспринимает себя «рядышком» в искусстве — в музыкальных жанрах других, в кино, в живописи, в театре — он всегда становится богаче».
Есть много музыкантов (пианистов в частности), которые днём играют классику в филармонии, а по вечерам играют джаз в ресторане на барабанах. Их развитию это не мешает. Но кому-то, кто хватается за всё, подобное противопоказано».
О сложностях профессии
«Наша профессия интересна тем, что можно на карту положить всё — своё время, свою юность, —и остаться ни с чем...Учиться же нужно долго.
Музыкант — это не водитель, который спустя пару лет учёбы и тренировок уже может начать зарабатывать. Так вот, поставив на кон всё, что у тебя есть, можно ничего не добиться. Многие достигают своего потолка и выше него прыгнуть уже не могут. Профессия музыканта очень конкурентная. Всегда найдётся кто-то талантливее, способнее.
У тех, кто поёт, в таком случае, есть альтернатива — если ты не стал большим солистом, то можно пойти работать в хор или податься в преподаватели. Пианист может стать концертмейстером или солистом ансамбля. И к этому каждому нужно быть готовым. Звёздами становятся далеко не все».
О роли публики в судьбе музыканта
«Любой профессиональный музыкант всегда ориентируется на публику. Всегда хочется и себя выразить, и затронуть чувства зрителей — мы же для публики всё-таки работаем.
Наша профессия — это сплав пропаганды музыки и самовыражения.
Когда я готовлюсь к выступлению, то выбираю произведения, которые больше чувствую и понимаю, чтобы донеси до людей максимальное количество музыкальных мыслей и всколыхнуть эмоции. Музыкант, который остался доволен собой после того, как его публика освистала, просто глупый человек».
О самых больших проблемах классического музыканта в современной России
«Во-первых — это абсолютная невостребованность академической музыки в нашей стране (особенно в провинции, так как в крупных городах таких проблем нет). Народ, в целом, не хочет слушать классическую музыку, потому что в неё нужно вникать, чтобы что-то понять. Общая масса людей выбирает эстрадные концерты, где можно отдохнуть, посмотреть шоу и ни о чём не думать.
Вторая проблема — это финансы. Я, например, работаю в филармонии. Половину средств учреждение получает из бюджета, а другую половину мы вынуждены зарабатывать сами. Поскольку все коллективы сейчас выступают за деньги, то зрители диктуют свои условия.
Я работал на концертах в школах, когда это было бесплатно. Мы приезжали к детям со своими программами, рассказывали и показывали, что такое классический концерт, иллюстрировали музыкой уроки литературы.
А сейчас «музыку заказывают» учителя, с которыми сотрудничают наши администраторы. И в большинстве случаев всем нужно что-то повеселее, что-то лёгкое. Это очень печальная тенденция».
О сольных выступлениях
«Если ты готовишь что-то очень серьёзное, то на этом заработать вряд ли получится. Подготовка к большому сольному концерту, например, может занимать более полугода, но сыграть его, вполне возможно, получится всего один раз — в своём городе. Хорошо, если можно договориться с артистами из других городов и съездить на гастроли в рамках программы обмена.
Сейчас культурное сотрудничество в России между регионами довольно плотное. Это очень здорово — хоть какая-то возможность поделиться своим творчеством с людьми.
Иначе артисты начинают вариться в своей каше, и работа превращается в рутину. Но тут тоже всё зависит от самого человека — я знаю много музыкантов, которым уже давным давно безразлично искусство, публика — внутри всё умерло. Поэтому существующее положение вещей — выступления с одними и теми же программами в одних и тех же местах, их вполне устраивает».
О топовых российских пианистах
«Я очень многих, конечно, не знаю. Однако настоящие таланты у нас есть, я уверен. Особенно отметить могу пианиста из Казани Рэма Урасина — он великолепно играет всего Шопена, нижегородца Даниила Трифонова — он уже мегазвезда.
Борис Березовский ещё, конечно. Дениса Мацуева и Николая Луганского можно, наверное, не называть, так как они признанные мастера. Кого из пианистов назвать надеждой России — я затрудняюсь ответить. Наверное, пока никого».
О провинциальной публике
«В небольших городах есть маленькие группы людей, которые постоянно ходят на все классические концерты. Залы, как правило, полупустые. Чтобы народ валом валил — такого, конечно, нет. Идут исключительно на имя: Башмет, Мацуев, Гергиев. Тогда в зрительном зале яблоку негде упасть, а билеты раскупаются заранее. А на малоизвестных, пусть и очень талантливых музыкантов, не очень охотно ходят люди».
Когда люди перестанут слушать классику?
«Классическую музыку будут слушать всегда. Творческое наследие Моцарта, например, абсолютно не нуждается ни в чьей оценке. Его музыка существовала до нас и будет существовать после нас ещё долго. Пока живо человечество — классику будут играть и слушать!»
О деньгах
«В нашей стране работать в филармонии и больше не работать нигде нельзя. Выжить будет просто невозможно. Практически все российские музыканты имеют по несколько работ. Если ты знаменитость, тогда другое дело.
А вообще приходится подрабатывать — в домах культуры, музыкальных школах, в музыкальном училище...Но это абсолютно нормально. В советское время всё было примерно так же. Всегда можно найти применение своим навыкам и умениям».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов