Выступление ансамбля имени Александрова должен был завершить праздничный салют
Выступление ансамбля имени Александрова должен был завершить праздничный салют. Не исключено, что пиротехнику могли везти в одном самолете с музыкантами.
Официальных версий трагедии, произошедшей над Черным морем, не так уж и много: в ФСБ сообщили всего о четырех. Но вот неофициальных - куда больше. От выстрела «Стингера» с берега или сработавшей на борту бомбе до ошибки экипажа, технической неисправности и... еще одной. Если разобраться, наиболее правдоподобной выглядит именно она.
Техническая неисправность
Ряд специалистов считает Ту-154 не самым безопасным и надежным самолетом. Но их оппоненты уверяют, что за долгие годы производства и эксплуатации, его конструкция была настолько «вылизана», что там не осталось никаких недоработанных углов. Все недочеты давно успели исправить. В этом отношении возраст самолета даже плюс.
Именно поэтому Ту-154 и продолжают использовать в Минобороны. Самолет надежный и неприхотливый в эксплуатации. Его конструкция известна и понятна, как букварь. А то, что он сильно шумит и ест топлива больше, чем современные самолеты, так для Минбороны это не принципиально.
СПРАВКА: Погибшему Ту-154 было 33 года. Несмотря на возраст, ресурс данного борта составлял всего 11 процентов. Летали на нем бережно. К тому же, в 2014 году он прошел капитальный ремонт на заводе в Самаре.
Учитывая элитарную специфику борта, отношение к его техническому состоянию и наземное обслуживание тоже было со знаком плюс, поэтому винить в трагедии техническую неисправность самолета было бы неправильным. Более того, данная версия имеет полное механическое дублирование практически всех жизненно-важных устройств управления полетом. Это к тому, что пилоты вряд ли мгновенно потеряли бы управление над самолетом, даже если бы у него и возникли серьезные технические неисправности. Возможно, им и не удалось бы избежать трагедии, но уж доложить на землю они должны были успеть. Но, почему-то не доложили.
Человеческий фактор
- Экипаж имел за плечами солидный опыт, - в один голос сообщают все информированные источники в силовых структурах. - Другому экипажу просто и не доверили бы таких ценных пассажиров.
Более того, Сочи считается несложным аэропортом. Летчикам помогает то, что взлет идет в сторону моря. Да и погода в тот день была отличная. Почему же у экипажа не было даже секунды, чтобы выйти в эфир.
Внешний вид останков жертв и обломков фюзеляжа говорит, что самолет не падал, не разбивался об воду, а мгновенно развалился в воздухе.
Атака с земли
Самолет потерпел крушение до набора высоты, фактически во время взлета. Сообщается, что обломки самолета расположены не далее семи километров от берега. Это совпадает с радиусом боевого применения ПЗРК.
Эксперты уверяют, что при определенных навыках, достать такую штуку в принципе реально. Выстрелить из нее сможет и домохозяйка. Вопрос в другом - как это сделать незаметно. Ответ – никак. Не стоит забывать, про какое место мы говорим. Аэропорт в Адлере – это аэропорт, куда постоянно прилетает президент. Там же стоят и вертолеты, на которых он передвигается по Краснодарскому побережью. Соответственно, охрана у всего этого пространства не просто усиленная, а чрезвычайная. Сотрудники ФСО и ФСБ, не говоря уже про полицию, бдят там круглосуточно.
Плюс, не стоит забывать про адлерскую таможню и усиленную пограничную заставу. О любом запуске уже давно было бы известно, стрелок задержан, признательные показания подписаны.
Бомба на борту
Версия более вероятная, но тоже несостоятельная. Самолет принадлежал Министерству обороны. Охранялся в особом порядке. Режим досмотра и подготовки самолета к полету в российских аэропортах один из самых жестких в мире. Пронести взрывчатку на борт внутри тромбона невозможно.
Детонация пиротехники
Ничего взрывоопасного журналисты, музыканты и доктор Лиза везти не могли. Значит это не их груз. Так что же взорвалось? Что могло выступить в роли бомбы?
Давайте вспомним куда и зачем летел военный самолет. Он летел в Алеппо на праздник. Может быть, и военный груз был праздничный? Например, пиротехника?
Сирийцы любят фейерверк. Местные жители устроили салют даже не дожидаясь взятия города. Армия Башара Асада, под руководством российского спецназа, еще штурмовала восточную часть города, а на западной, уже пускали праздничные фейерверки.
Не им ли планировали закончить новогодний концерт ансамбля имени Александрова? А если салютом, то где его взять в разрушенном городе, как не привести с собой?
На упаковках с петардами пишут, что даже простая транспортировка фейерверков требует повышенной осторожности, так как некоторые вещества могут сдетонировать от удара. А тут: взлет из Москвы в Адлер. Жесткая посадка. Опять взлет уже из Адлера в Хомейни. Если груз был недостаточно укреплен, то при втором взлете коробки или ящики легко могли упасть и столкнуться. Тогда детонация одного маленького заряда приведет в действие все остальные. Для самолета, успевшего подняться на высоту 200 метров, это смерть. Именно поэтому части обшивки разнесло на два километра. В точности, так же описывают последствия взрывов складов пиротехники.
Это всего лишь версия, которая кажется наиболее правдоподобной. Окончательный ответ дадут «черные» ящики. К сожалению, каким бы он ни был, он не будет удовлетворительным.