Почему в магазинах почти не осталось нормальной еды

Изображение: artsfon.com

Маркировка пива вытеснит только тех суррогатчиков, которые не вписываются в систему

Со следующего года на все виды пива и пивных напитков, реализуемых на территории России, Минфин планирует ввести маркировку. Улучшит ли это качество «народного» напитка и как к нововведению относятся производители, мы поговорили с гендиректором некоммерческого партнерства «ИВМ Консалтинг Групп», академиком Российской академии естественных наук, членом Комиссии по услугам в области аудита, внутреннего контроля и финансово-управленческого консультирования Виктором Солнцевым.

- Виктор Игоревич, что не так с нашим пивом?

- К сожалению, не все, что производится промышленным способом, можно назвать пивом - скорее это пивные напитки. Даже известные мировые бренды, производя продукт в России для внутреннего потребления, не всегда используют технологию естественного брожения природного сырья, а применяют мульчированную смесь, растворенную в воде, с добавлением углекислого газа, спирта, красителей, усилителей вкуса и пенистости. Многим удобнее делать фальсифицированный напиток, тем более когда вместо обязательных ГОСТов допускается производство по ТУ - техническим условиям.

- Но ведь дрянь покупать не будут?

- Рынок привыкает к некачественному продукту, и на этом производители сокращают издержки. Вначале на рынок выводится сорт или марка пива высокого качества. По мере завоевания рынка качество снижается, технология меняется. К тому же многие потребители не знают, что такое настоящее пиво. В России, конечно, спирты делают качественные, но они не предназначены для того, чтобы смешивать их с газировкой. Я не исключаю, что и «Балтика» считается хорошей даже за рубежом, но такое впечатление, что фальсифицировать пивной напиток возможно даже в крупных масштабах и на уровне промышленных монополистов.

Виктор Солнцев не верит в инициативы Минфина

«Шотландское» виски бодяжат в России

- Маркировка даст результат?

- Это уже делали с вином и водкой, но ничего не изменилось. Достаточно сравнить вина, которые мы пьем за границей с той, простите, бурдой, которую у нас продают в два - три раза дороже. По этикетке она вроде бы произведена иностранной фирмой из оригинальных сортов винограда. Но так как вино изготовлено и разлито в Российской Федерации «из импортных виноматериалов» каким-то игроком нашего алкогольного рынка, трудно гарантировать неприменение технологий фальсифицирования продукта. Шотландцы, например, в ряд стран отправляют виски в кегах - девятилитровых емкостях, которое уже на месте разливается в бутылки. В Россию кеги не поставляют именно из опасений подделок при промышленном розливе.

Тем не менее не так давно суррогатными и контрафактными признали около 10 миллионов литров шотландского виски, ежегодно продаваемого в России! Но никто претензий шотландцам не предъявил, хотя на бутылках был указан адрес изготовителя - крупнейшей в мире компании, потому что очевидно: шотландцы здесь ни при чем. То, что продавалось под видом виски, оказалось суррогатом, изготовленным из российских спиртов с добавлением химии. Такой товар проходит без отчетности, с левыми марками. Росалкогольрегулирование выявило исчезновение пяти миллионов акцизных марок только в одном случае. А подобных дел много.

А Михаилу Ефремову с дружками абсолютно всё равно, из какой бурды сварено пиво. Алкашам жить проще

По данным Общества защиты прав потребителей, на прилавках 30 - 40 процентов ненастоящего коньяка. Представьте, сколько в масштабах страны суррогата, фальсификата и нелегального импорта алкоголя.

- Почему никак не удается защититься от подделок?

- Потому что чуть более десятка крупнейших игроков алкогольного рынка России поделили этот прибыльный бизнес, создав олигополии и картели. Все они очень влиятельны, их лоббируют очень уважаемые люди. Владельцы компаний участвуют в управлении собственностью не напрямую, а через номинальных директоров. Но вся цепочка создания и реализации спиртного напитка от сырья до прилавка находится под их контролем. На этапе крупнооптовой поставки, например, цена от производителя бутылки шотландского виски в порту Риги - 1,3 евро, а в магазине она продается уже за 13 евро. К новогоднему столу цена поднимается до 17 - 20 евро за 0,7 литра. При этом за счет многозвенной цепочки поставок импортеры занижают свою маржу, чтобы не платить налог на прибыль в России.

Рис. Катерины Мартинович

 «Чешское» пиво не хорошечно

- Надзорные органы это допускают?

- В алкогольном рынке вообще очень сложно что-то поменять, учитывая, что ключевые игроки пользуются абсолютной защитой. И они лоббируют свои интересы не только через депутатов Госдумы, но и через правительство - на самом высоком уровне. Маркировкой и лицензированием вытесняются те суррогатчики, которые просто не вписались в эту систему. Чужакам акцизные марки в течение долгого времени просто не выдают «по техническим причинам». Они банкротятся, кто-то их покупает. Ну и тот, кто организовал им эти сложности, стал «случайно» выгодоприобретателем.

Маркировка - дорогое удовольствие для предприятий. И если для монополистов, у которых большие объемы продаж и налаженные контакты с торговыми сетями, это как-то окупится, то малый бизнес либо прекратит существование, либо станет работать полулегально. И мы в борьбе за качество можем потерять действительно качественный продукт.

Мелкие предприятия, торгующие крафтом, заинтересованы делать хорошее пиво из натурального сырья, иначе у них его не возьмут по цене в два раза выше бутылочного или баночного пива. Большинство мелких пивоварен стараются держать марку, хотя среди продавцов есть те, кто тоже торгует фальсификатом. В Москве это сделать сложнее, а вот в регионах под видом крафта иногда предлагают напитки, вызывающие состояние хуже, чем от промышленного пива в банках.

Почему у памятника Егорке Гайдару всего одна рука? Потому что вторая - НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА!

Типичный пивной проект выглядит так. За 5 - 10 миллионов рублей предприниматели покупают в Чехии комплект оборудования и сырье, рассчитанное на год, и только через пять лет обращаются за новой партией сырья вместе с новой установкой. Чехи-то думают, что мы каждый год будем брать у них солод и хмель, которые российским агропромом практически не выращиваются. Но откуда сырье поступает, в каком виде попадает в пиво? В какой пропорции разбавляется и смешивается? Никто не знает.

- Почему на Западе миллион мелких частников - и никто не пытается их уничтожить?

- Транснациональным компаниям выгодно, чтобы средний класс жил на достойном уровне, был платежеспособен, много потреблял товаров и услуг. У нас для крупнейших производителей главное - сохранить лидерство. Волнуются не на шутку: реализация пива, произведенного промышленным способом, уменьшается. А продажи крафта, сваренного из натурального сырья на небольших предприятиях, растут на 35 процентов в год.

В России все делается таким образом, чтобы малый бизнес был зависим от государства, госзаказов, тендеров, льгот… Формы и размеры господдержки у предпринимателей вызывают странные мысли. По данным Федеральной антимонопольной службы, миллиардные субсидии выданы 1 проценту малых предприятий, хотя в России около пяти миллионов предприятий малого и микробизнеса. Этот 1 процент часто создан под конкретный тендер странными людьми, которые почему-то каждый раз пользуются льготами.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

- Вы сказали о замене ГОСТов ТУ. Это сильно ударило по качеству продуктов?

- Конечно. Зачем теперь добавлять в колбасу и сосиски мясо, если люди и так съедят крашеную белковую смесь с растительным пальмовым жиром, выпускать которую никто не запрещает? Мясные полуфабрикаты можно накачивать желеобразной жидкостью, называя эту манипуляцию специальным способом «умягчения» или «усочнения». По документам к переработчикам приходит замороженный давным-давно бык, который вместе с копытами и рогами весит тонну. Его «размягчают», и на выходе почему-то получается 2 тонны «мяса». Как это может быть?

Сыры на полках магазинов - не сыры, а сырный продукт, молоко - молочный продукт, пиво - пивной продукт. Качественной еды в супермаркетах уже практически нет. Люди, которые хотят жить долго, а в могиле разлагаться быстро - уж простите за такой образ, - не покупают ничего в торговых сетях. В большинстве своем мы уже настолько наполнены консервантами, что нормы сроков перезахоронения скоро придется пересматривать.

А если серьезно, думаю, идея с маркировкой пива будет пролоббирована в Правительстве РФ. Кто получит от этого большую выгоду, тот и будет за это активно выступать. Это в стране основной принцип принятия ответственных решений. Все основные законодательные акты в России - хорошие, только почему-то их лоббируют «нехорошие» люди. А если надо их влияние уменьшить, появляются законы «Об изменении… в целях улучшения … и повышения благосостояния…». Таким образом, мы выстилаем благими намерениями дорогу, а куда она ведет - известно.


Суррогатами стали меньше травиться

В баночке сайры можно обнаружить скумбрию