«Большой театр могли запросто снести»: строитель поделился секретами реконструкции главного «храма искусств»
Когда смотришь на величественное здание с квадригой и колоннами на Театральной площади, дух захватывает. А при входе в зал можно и вовсе потерять дар речи от бьющей в глаза роскоши. С трудом верится, что такую красоту в своё время могли снести. И все же такая опасность в реальности была...
Чего только не пережил Большой театр за время своего существования — в 1853 году он даже сгорел практически дотла, после чего лучшие архитекторы несколько лет его восстанавливали.
Когда рухнул Советский Союз, а новая Россия только начинала формироваться, мало кого заботила судьба архитектурных памятников. Но прошли годы, и за реставрацию Большого всё-таки пришлось взяться — легендарное здание просто начало разваливаться по кускам.
Павел Яичников больше двух лет работал на грандиозной стройке. Он рассказал EG.RU о том, почему Большой театр теперь круче Ла Скала, сколько рабочих было занято в реконструкции, и как специалистам удалось восстановить уникальные интерьеры исторического здания.
Зачем была нужна последняя реконструкция
«Оттягивать уже было нельзя, так как уникальное здание в прямом смысле слова разрушалось, разваливалось на две части. Были трещины, куда руку можно было вставить. После нескольких комиссий было принято решение реконструировать Большой театр.
История этого здания — это история реконструкций. Сначала на том месте был возведён Петровский театр, деревянный. Потом появилось каменное здание Большого.
В 1902 году был случай, когда во время представления сцена и дверные косяки настолько покосились, что людей пришлось эвакуировать. В конце 80-х годов возникали вопросы о серьёзной реконструкции Большого театра на уровне Министерства культуры СССР. Потом началась перестройка. В стране на тот момент были другие вопросы, более актуальные. Театр был в очень плачевном состоянии. Чтобы всё это не превратилось в братскую могилу, в 2000-х годах было принято решение завести под здание плиту 600 мм толщиной, а саму постройку взять в металлический каркас и только после этого проводить работы.
Когда спроектировали плиту и каркас, стало понятно, что существующий проект нужно доработать и использовать подземное пространство для различных технических инноваций».
Почему новый Большой театр круче Ла Скала
«Раньше в Большом не хватало площадей даже для хранения декораций. Ещё несколько лет назад они стояли прямо на улице под навесом со стороны ЦУМа. В это сложно поверить (потому что визуально с трудом поддаётся оценке), но в Большом театре 10 этажей. Плюс ещё шесть, которые уходят под здание. Выкапывать 30-метровый котлован под театром было невероятно сложно. Строители забуривали в грунт металлические трубы и каждый уровень заливали бетоном.
После реконструкции Большой стал самым современным театром в мире. Было установлено самое передовое сценическое оборудование. Смена декораций теперь происходит автоматически. Уровень инженерной и архитектурной мысли, с которой проводилась реконструкция, просто высочайший! Были решены две важнейшие задачи — во-первых, специалистам удалось сохранить уникальное здание. Ведь были разговоры о сносе Большого. И такое запросто могло произойти — при Лужкове было снесено много исторических зданий в Москве. Во-вторых — произошла полная модернизация театра. Перед южным фасадом есть площадь, на которой традиционно встречаются ветераны — так вот в театр теперь можно зайти прямо оттуда (конструкции из толстого стекла на площади — это и есть входы).
Там располагается театральная пожарная часть и современный репетиционный зал, стены которого изготовлены из уникальной древесины, так называемой «резонансной ели». Акустика в этом зале идеальная. Была также решена проблема шума от поездов метро — в районе Большого театра на рельсы были установлены специальные резиновые накладки».
О восстановлении уникальных интерьеров
«Наша компания проводила работы в артистических уборных (гримёрках) — это новодел, но требования нам предъявляли высочайшие. В исторической части требования были ещё строже. Реставраторы, которые работали там, сдавали огромное количество всякой отчётной документации.
Давайте вспомним фильм «Место встречи изменить нельзя». Сцена с Ручечником снималась как раз в Большом — там в кадре появляется плитка светло-кремового цвета. Её элементы, которые были утрачены, привезли с того самого завода в Германии, где её изготовили ещё тогда. Плитку нашли именно того самого года. Все интерьеры оригинальные. Ничего не заменено.
Доходило до того, что строители даже вручную наносили насечки на камень из песчаника, из которого построен цоколь здания — такие насечки были в оригинале. Это сказывалось на скорости, но то, что это было сделано, как в XVIII-XIX веках — факт».
О ложе Сталина
«Ложа Сталина меня поразила — она вся обита красным бархатом, а бетонные стены построены под таким углом, что снайпер никогда не сможет попасть в того, кто там сидит. И со сцены даже не попасть».
О масштабах строительства
«С 2009 года работы по реконструкции Большого театра велись круглосуточно. Количество рабочих доходило до 3,5 тысяч человек. На объекте работала пропускная система. Каждую субботу проводились выездные совещания, в которых принимали участие Юрий Лужков и Владимир Ресин. Велись записи видеопротоколов. На вход и выход каждое утро и вечер была большая очередь. Иностранцы, которые приезжали в ЦУМ, видели муравейник».
Об интересных находках
«В комплекс зданий Большого театра входит дом Хомякова. И вот при мне, когда рабочие копали там под фундаментом, нашли саблю в шикарном состоянии. А вообще во время реконструкции там продолжали трудиться работники театра. И вот местные сантехники рассказали очень интересную историю: раньше в театре постоянно засорялась канализация. А причина была следующая — карманники, которые орудовали в Большом, выбрасывали в туалет пустые бумажники и кошельки своих невнимательных жертв».
Как изменился Большой театр
«В исторической части театр не изменился. А вот новодел, конечно, изменил его в лучшую сторону. Репетиционный зал на пятом этаже (там как раз мы работали) раньше был не очень пригодным для репетиций — там были низкие потолки. Теперь это зал с потолками высотой до шести метров, с большими окнами и демпферным полом: специальная бетонная плита была установлена на пружины. Люди во время репетиций теперь могут немного усилить свои человеческие способности. Под человеческим весом эта огромная плита (её размер около 400 квадратных метров) вибрирует и артист может очень высоко прыгать».
О личных ощущениях и чувстве причастности
«Для меня было вызовом, что наша компания «зашла» туда работать. И что мы там продержались и проработали 2,5 года. Это большая удача. Я приводил в театр своих друзей и показывал им это уникальное здание. Подобное случается только раз в жизни и далеко не у каждого. Я принимал участие в строительстве многих объектов в Москве, но каждый раз, проезжая мимо Большого, я испытываю особенное чувство. Там прошла какая-то часть моей жизни и туда вложен мой труд — это эмоции непередаваемые».
Смотрите полную видеоверсию интервью с Павлом Яичниковым.