Таинственный узник: предателем или патриотом Германии был личный секретарь Гитлера
Именно Рудольф Гесс, являвшийся вторым, после Гитлера, руководителем нацистской партии Германии, придумал всем известные приветствия «Зиг хайль» и «Хайль Гитлер», организовал молодежное движение «Гитлерюгенд», а также приветствовал использование газа для уничтожения евреев. Он оставался преданным своему вождю до последних дней жизни, но в мае 1941 года совершил побег в Великобританию, добровольно сдавшись в плен своим извечным противникам.
Патриот Германии
Рудольф Вальтер Рихард Гесс родился 26 апреля 1894 года в семье немецких коммерсантов. Он получил образование в Швейцарии и мог стать блестящим бизнесменом, но в годы Первой мировой войны записался добровольцем в армию.
Талантливый молодой человек выучился на пилота и принимал участие в воздушных боях под командованием легендарного немецкого аса Германа Геринга, заработав три «Железных креста» — самой престижной награды кайзеровской Германии.
После войны семейный бизнес Гессов беспардонно «отжали» британцы. Оставшись без средств к существованию, Рудольф в 1919 году оказался в аудиториях Мюнхенского университета, где встретил своего кумира Германа Геринга и познакомился с отставным ефрейтором Адольфом Гитлером, ставшим впоследствии его лучшим другом.
Бешеный карьерный рост
В 1923 году Рудольф Гесс принял участие в мюнхенском «Пивном путче», а после его жестокого подавления оказался в одной камере с Гитлером. В это время Гитлер пишет свою знаменитую книгу «Майн кампф» («Моя борьба»), в которой формулирует и объясняет основные идеи национал-социализма. Гесс становится первым ее читателем и впитывает все, как губка.
Через два года он станет личным секретарем Адольфа Гитлера, а к 1933 году — вторым человеком в НСДАП.
В 1939 году фюрер назначает Рудольфа Гесса своим вторым возможным преемником, после Германа Геринга.
Его вес в стране и партии неимоверен. И вдруг наступает 10 мая 1941 года. Оно разделит жизнь этого примечательного человека на «до» и «после», оставив сплошные загадки без ответов.
Смертельное задание фюрера
По официальной версии, 10 мая 1941 года Рудольф Гесс получил метеосводку о наличии низкой облачности над Шотландией, надел мундир капитана люфтваффе, после чего сел в истребитель и вылетел в сторону Британии.
Ни один из четырех пулеметов истребителя заряжен не был, а пролетавший над зоной наибольшей концентрации британских средств ПВО самолет так никто и не обстрелял. Немецкая авиация также не предприняла никаких мер по задержанию «беглеца».
Рудольф Гесс беспрепятственно долетел до владений своего знакомого герцога Гамильтона (члена британской королевской семьи), где выпрыгнул с парашютом, отправив самолет в свободное падение.
И вот здесь начинаются загадки. Некоторые источники говорят, что он устал от борьбы, поссорился с Гитлером и просто решил сдаться. Другие же настаивают на выполнении секретной миссии, которую Гитлер спланировал втайне от своих соратников и мог доверить только самому близкому другу.
По их мнению, Гесс привез в Британию предложение сепаратного мира, согласно которому Германия получила бы полную свободу действий в Европе и возвратила потерянные во время Первой мировой войны колонии, а Великобритания — мир и неприкосновенность собственных территорий в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании.
С точки зрения Гитлера, уже спланировавшего нападение на СССР, предложение весьма щедрое. Но британский премьер Уинстон Черчилль не собирался жертвовать даже малейшими интересами своей страны.
Некоторые источники полагают, что Черчилль, узнав о неизбежности войны нацистской Германии и СССР, начал собственную политическую игру, запустив через продажную прессу информацию о готовности Британии к примирению с Германией.
Обнадеженный этими известиями Гитлер отдал приказ о нападении на Советский Союз и попал в подготовленную для него ловушку. Черчилль тут же предложил СССР стать союзниками, а Германия получила войну на два фронта.
Гесса на свободу не выпускать!
Рудольф Гесс оказался обычной пешкой большой политической игры. Он слишком много знал, поэтому не должен был никогда выйти из тюрьмы.
Во время Нюрнбергского процесса британские прокуроры очень хотели, чтобы его повесили, как и других руководителей Третьего рейха, но добились лишь пожизненного заключения. И это при том, что практически всю войну Гесс просидел в лондонском Тауэре и к преступлениям на Востоке не имел совершенно никакого отношения!
После Нюрнберга Гесса, вместе с еще шестью нацистскими преступниками, поместили в западноберлинскую тюрьму Шпандау, из которой предварительно вывезли около 600 заключенных.
К октябрю 1966 года все узники Шпандау, включая получившего пожизненный срок президента Рейхсбанка Вальтера Функа и гросс-адмирала Эриха Редера, вышли на свободу.
По непонятным причинам Рудольф Гесс остался единственным заключенным этой огромной тюрьмы, на содержание которой страны антигитлеровской коалиции ежегодно тратили не менее 1 миллиона долларов.
Он слишком много знал
В начале 1987 года Михаил Горбачев начал вести робкие разговоры о необходимости амнистии «нацистского преступника № 2». Он планировал освободить Рудольфа Гесса в ноябре, когда на охрану Шпандау заступала советская военная миссия, и приурочить это к 70-й годовщине Октябрьской революции.
Но это категорически не устраивало британцев. И радостно ожидавший освобождения Гесс 17 августа «совершил самоубийство». По официальной версии, во время прогулки в тюремном дворе он зашел в летний домик и повесился на метровом проводе от электролампы.
Один из сотрудников тюрьмы, тунисец Абдаллах Мелауи, заметил лежащее без дыхания тело Гесса и двух спокойно курящих возле него британских офицеров. Он потребовал немедленно приступить к реанимационным мероприятиям, и один из офицеров тут же начал делать 93-летнему старику непрямой массаж сердца.
Позднее судмедэкспертиза зафиксирует у Гесса переломы девяти ребер и разрывы внутренних органов, что позволит независимым экспертам говорить о предумышленном убийстве. Тем более что личности этих офицеров, предположительно сотрудников спецслужбы МИ-5, так и не удалось установить.
Расследование смерти Гесса провели в кратчайшие сроки, уточнив, что он умер от удушения. После чего документы засекретили до 2040 года с правом продления грифа секретности.
Поразительно, но уже 24 августа западноберлинские власти начали снос тюрьмы Шпандау, а летний домик, в котором якобы совершил самоубийство ее последний узник, попросту сожгли.
Преданность Германии и человеческая неблагодарность
Родные похоронили Рудольфа Гесса на кладбище баварского городка Вунзидель, а на надгробной плите, по его прижизненной просьбе, написали: Ich hab's gewagt («Я это посмел»). Это строчка из средневековой «Новой песни господина Ульриха фон Гуттена»:
«Я шел на это смело, я знал, на что иду.
И пусть я начал дело себе же на беду,
Не о себе, а о судьбе страны своей радею...»
Могила мгновенно стала местом паломничества неонацистов. Ее неоднократно оскверняли представители еврейских общин, считающие Гесса ответственным за организацию холокоста, и местная церковная община в 2011 году потребовала удалить тело Гесса с кладбища. Его извлекли из могилы, кремировали и передали родственникам. Надгробный камень уничтожили.