Безмолвие и темнота: как жизнь наказала отца «желтой прессы» и Пулитцеровской премии
Джозеф Пулитцер стал отцом «желтой прессы», полностью изменив подход к подаче информации. Его издания наводнили сенсационные расследования, хлесткие комментарии и жесткая критика в отношении властей. Он формировал общественное мнение США, а тиражи его газет били все мыслимые и немыслимые рекорды. Но жизнь все же «подловила» его, наградив крайне редким и неизлечимым недугом.
Эмигрант с большим потенциалом
Джозеф Пулитцер появился на свет 10 апреля 1847 года в маленьком венгерском городке Мако. Его семья была хорошо обеспечена и готовила мальчику карьеру хлеботорговца.
Но мятежный дух Джозефа требовал участия в боевых действиях. Он попытался вступить в австрийскую, французскую и британскую армии, но везде получил отказ. Никто всерьез не рассчитывал на низенького и хилого молодого человека. Только армии североамериканских штатов, участвовавшей в Гражданской войне, постоянно требовалось новое пушечное мясо. Вербовщики предложили хорошую зарплату, и парень отправился на пароходе в Америку.
На рейде Бостона он спрыгнул с корабля вместе с полученной ранее зарплатой, и, в буквальном смысле, приплыл в Америку. История не уточняет, был ли он пойман, либо завербовался в армию США по-новому, но прослужить несколько месяцев ему все же пришлось.
В 1865 году Гражданская война завершилась, а не знающий английского языка Джозеф Пулитцер оказался один в чужой стране.
Умный и изворотливый малый
Вот тут и проявилась сила его характера и природная изобретательность. Он работал официантом, носильщиком, погонщиком мулов и помощником адвоката.
Ему довелось стать жертвой мошенников, которые, пообещав перевезти рабочих в штат Луизиану, под надуманным предлогом высадили их в безлюдном месте, оставив без денег и вещей. Именно этот случай заставил Пулитцера написать разгромную статью в местную газету. Первый блин не оказался комом, и уже в скором времени 25-летний Джозеф стал соучредителем издававшейся на немецком языке газеты Westliche Post.
В 1878 году Джозеф Пулитцер открыл свою собственную газету St.Louis Post-Dispatch. В ней он начал экспериментировать с подачей информации, под броскими заголовками. Его газета проводила неофициальные расследования преступлений и коррупционных деяний властей, рассказывала о жизни бандитов и мошенников. Уже через несколько лет она стала лидером продаж Сент-Луиса, принеся владельцу немалое состояние.
Переворот в мире журналистики
Но разве это масштаб? Мятежная душа Джозефа требует большего. В 1883 году он приезжает в самый важный город США и практически за бесценок приобретает убыточную газету The New York World с «мизерным» тиражом в 15 тысяч экземпляров. Всего через несколько лет The New York World станет самым продаваемым периодическим изданием в США, а к 1898 году ее разовые тиражи превысят миллион экземпляров.
Пулитцер переориентирует газету на простых людей, он снизил стоимость издания с двух до одного цента за экземпляр. Теперь она громит и изобличает богатеев, а также представителей коррумпированной власти, не брезгуя и откровенной ложью. Он понимает, что легко может управлять общественным мнением, чем активно пользуется, продавая места на страницах газеты различным политикам, бизнесменам и даже мошенникам крупного пошиба.
Все это приносит хорошие деньги, а имя Джозефа Пулитцера становится широко известным.
На страницах The New York World он организовывает имеющую грандиозный успех рекламную кампанию по сбору средств на установку в гавани Нью-Йорка подаренной французами «Статуи Свободы».
Это приносит свои дивиденды, и уже в 1885 году Джозефа Пулитцера избирают членом Конгресса США. Фантастический карьерный рост.
Жизнь возвращает долги
К концу жизни Джозеф Пулитцер сколотит состояние в 20 миллионов долларов (аналог сегодняшним 3 миллиардам), но счастья это ему не принесет. Уже к 35 годам у него начинает падать зрение, а к 1887 году он практически полностью ослепнет.
К 1890 году у него развивается болезненная чувствительность к шуму, и начинаются нервные срывы. Пулитцер вообще не может самостоятельно передвигаться и находиться среди людей. Он запирается в своем особняке, в котором для него оборудуют полностью звуконепроницаемый бункер. С редакторами своих газет общается лишь с помощью переписки, давая те или иные ценные указания.
Никакое лечение не помогает, а злые языки перешептываются, что это Божья кара за неправедно прожитую жизнь, а также за то, что он сколотил состояние на сплетнях и человеческих слабостях.
Единственные звуки, которые воспринимают уши Джозефа Пулитцера, это шум моря, и он все больше времени проводит на своей яхте «Свобода». Именно на ней в августе 1903 года будет составлено легендарное завещание, давшее старт основанию первой в мире специальной премии для журналистов.
Закрепил «желтые» методы журналистики
Мудрый (или хитрый?) Пулитцер обещал после своей смерти передать 2 миллиона долларов Колумбийскому университету для создания Высшей школы журналистики и специальной премии для американских журналистов.
Он умер 29 октября 1911 года, но разработанные им «желтые» методы журналистики очень быстро начали распространяться по всему миру.
Лауреаты премии
Впервые Пулитцеровскую премию в размере 10 тысяч долларов присудили в 1917 году американскому журналисту Герберту Байярду Своупу, опубликовавшему в «The New York World» за статью «Изнутри Германской империи».
Позднее лауреатами премии становились такие признанные мастера художественного жанра, как Эрнест Хемингуэй, Маргарет Митчелл, Уильям Фолкнер и другие.
Читайте также: Унесенная прогрессом: нелепая смерть загадочной Маргарет Митчелл
Среди россиян лауреатом дважды становился Александр Земляниченко. Первый раз в 1992 году за репортаж об августовском путче 1991 года, второй – в 1997 году за фото Бориса Ельцина, который в рамках предвыборной программы весело отплясывал на рок-концерте. Еще двумя российскими лауреатами стали Сергей Пономарев и Артем Боровик.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов