Достойно пера абсурдиста: как Астраханскую область превратили в неказистое представление

«Служанка» Виктюка с успехом идет в «Современнике». Но оказалась недостойна астраханского зрителя / Источник: Евгения Гусева/КП
Астраханский регион на протяжении многих лет сотрясают политические скандалы. Теперь к ним добавляются культурные, но и они – показатель раздрая, который творится в этом субъекте

Уайльд – не искусство!

В Астрахани запретили Оскара Уайльда. Знал ли один из величайших европейских драматургов, что его «Саломея», на главную роль в которой пробовалась бесподобная Сара Бернар, спустя 122 года после парижской премьеры попадет в немилость к руководителям одной из южных столиц России? Вряд ли. Как не знали об этом и руководители Ковент-Гардена, где пьеса собирала аншлаги на протяжении всего этого времени. В Астрахань «Саломею» привез не сам Уайльд, конечно, по понятным причинам, а Роман Виктюк – «всего лишь» один из лучших постановщиков страны. Привез не одну, а со «Служанкой» Жана Жене, которую Виктюк презентовал в «Современнике» еще 30 лет назад.

Алене Губановой, мэру Астрахани и главе городской думы, было тогда 17 лет. Спустя эти 30 лет Алена Губанова обрушилась на мэтра с такими критическими отзывами, какие не собирал сам Оскар Уайльд даже на заре своего творческого пути:

«В нашем многонациональном регионе вообще ни к чему такие неоднозначные постановки. Есть Москва – пусть там и показывают спектакли, понятные своему зрителю. У нас зритель, если даже и придет, то из-за «модно побывать», рассмотреть зрителей, кто пришел на спектакль. Мне неприятна даже мысль о том, что это «произведение искусства». Мы не будем давать никаких оценок. Не будем даже напоминать, что Астрахань – это часть России и на наш регион тоже распространяется запрет цензуры, гарантируемый нам конституцией».

Местная пресса отреагировала в унисон: странно, мол, что глава городской думы, мэр по совместительству, человек, вроде как отвечающий за имидж города, создание его как бренда, почему-то блокирует культурное событие мирового масштаба. По модному, впрочем, поводу: пропаганда гомосексуализма, мол, мужчины в женских одеждах и вот это все.

Драма в правительстве региона…

Впрочем, примерно таким же образом астраханцы описывают то, что происходит в их родном регионе. Но уже в переносном смысле. Астраханская область (конец пятого десятка по уровню ВВП среди всех субъектов Федерации) не так часто попадает в какие-то сводки в основных СМИ страны, помимо криминальных.

Совсем недавно, например, незадолго до того, как в немилость к астраханским руководителям впал Виктюк, в немилость к Федеральной службе безопасности впал Василий Корнильев – вице-премьер астраханского правительства, министр строительства и ЖКХ области. Он успел подать в отставку и даже добрался до столичного аэропорта «Шереметьево», в котором купил билет до Испании. Но тут как раз не успел. Драматично. Сейчас ему вменяют хищения на 80 млн рублей, но, как пишут отдельные СМИ, сумма может вырасти до 300 млн.

Имя Корнильева и его прямых подчиненных до того фигурировало во многих скандалах, некоторые из них относятся к самому началу его карьеры. Но все эти годы никакие публикации в СМИ и прямые обвинения никого не смущали. Власти Астраханской области, впрочем, вообще не привыкли тушеваться понапрасну. Многочисленные коррупционные скандалы сотрясают регион один за другим, и фамилии звучные по местным меркам: министр ЖКХ, министр соцзащиты, мэр!

… и фарс – в гордуме

Хотя и перемены в регионе случаются (пару лет назад правительство возглавил молодой премьер Расул Султанов), но от системных проблем Астраханскую область это не спасает. Иллюстрация менеджерского хаоса – двойная система управления городом, которой местные власти почему-то гордятся. Фактически у Астрахани два руководителя: председатель городской думы и одновременно мэр (Алена Губанова, ставленница Расула Султанова) и глава администрации, он же сити-менеджер (Олег Полумордвинов).

Как отмечает «Росбалт», Губанова сконцентрировала свою деятельность на критике сити-менеджера, которого, в свою очередь, считают креатурой губернатора области Александра Жилкина. Хороший пример: последний отчет администрации Полумордвинова не был принят городской думой (с перевесом в один голос: 15 депутатов из 31 проголосовали «против»). Никаких фактурных последствий для сити-менеджера это не вызовет, зато наносит удар и по губернатору, и по инвестиционному климату региона (пятый десяток по уровню ВВП, напоминаем).

Для понимания стороннего наблюдателя: ситуация в области неконтролируема настолько, что даже местная «Единая Россия» проигрывает одни выборы за другими, а праймериз проходят со скандалами федерального масштаба. И это говорит не столько о слабости сильнейшей партии страны, сколько о затянувшемся системном кризисе в регионе, который власть имущие разрешать пока явно не намерены. Оно и понятно – мешают бесконечные внутренние проблемы. Например, постановки Виктюка...

Возможно, в местных театрах пора уже ставить что-то более современное, о жизни самого региона. Уровень драматичности происходящего мог бы заинтересовать при жизни модерниста Оскара Уайльда. Или, например, абсурдиста Хармса.





*Организация запрещена на территории РФ


Упал замертво в собственном доме: почему умер Егор Гайдар
Заклад бывает богат: 29 лет назад государство заложило предприятия банкирам