Достойно пера абсурдиста: как Астраханскую область превратили в неказистое представление
Уайльд – не искусство!
В Астрахани запретили Оскара Уайльда. Знал ли один из величайших европейских драматургов, что его «Саломея», на главную роль в которой пробовалась бесподобная Сара Бернар, спустя 122 года после парижской премьеры попадет в немилость к руководителям одной из южных столиц России? Вряд ли. Как не знали об этом и руководители Ковент-Гардена, где пьеса собирала аншлаги на протяжении всего этого времени. В Астрахань «Саломею» привез не сам Уайльд, конечно, по понятным причинам, а Роман Виктюк – «всего лишь» один из лучших постановщиков страны. Привез не одну, а со «Служанкой» Жана Жене, которую Виктюк презентовал в «Современнике» еще 30 лет назад.
Алене Губановой, мэру Астрахани и главе городской думы, было тогда 17 лет. Спустя эти 30 лет Алена Губанова обрушилась на мэтра с такими критическими отзывами, какие не собирал сам Оскар Уайльд даже на заре своего творческого пути:
«В нашем многонациональном регионе вообще ни к чему такие неоднозначные постановки. Есть Москва – пусть там и показывают спектакли, понятные своему зрителю. У нас зритель, если даже и придет, то из-за «модно побывать», рассмотреть зрителей, кто пришел на спектакль. Мне неприятна даже мысль о том, что это «произведение искусства». Мы не будем давать никаких оценок. Не будем даже напоминать, что Астрахань – это часть России и на наш регион тоже распространяется запрет цензуры, гарантируемый нам конституцией».
Местная пресса отреагировала в унисон: странно, мол, что глава городской думы, мэр по совместительству, человек, вроде как отвечающий за имидж города, создание его как бренда, почему-то блокирует культурное событие мирового масштаба. По модному, впрочем, поводу: пропаганда гомосексуализма, мол, мужчины в женских одеждах и вот это все.
Драма в правительстве региона…
Впрочем, примерно таким же образом астраханцы описывают то, что происходит в их родном регионе. Но уже в переносном смысле. Астраханская область (конец пятого десятка по уровню ВВП среди всех субъектов Федерации) не так часто попадает в какие-то сводки в основных СМИ страны, помимо криминальных.
Совсем недавно, например, незадолго до того, как в немилость к астраханским руководителям впал Виктюк, в немилость к Федеральной службе безопасности
Имя Корнильева и его прямых подчиненных до того фигурировало во многих скандалах, некоторые из них относятся к самому началу его карьеры. Но все эти годы никакие публикации в СМИ и прямые обвинения никого не смущали. Власти Астраханской области, впрочем, вообще не привыкли тушеваться понапрасну. Многочисленные коррупционные скандалы сотрясают регион один за другим, и фамилии звучные по местным меркам: министр ЖКХ, министр соцзащиты, мэр!
… и фарс – в гордуме
Хотя и перемены в регионе случаются (пару лет назад правительство возглавил молодой премьер Расул Султанов), но от системных проблем Астраханскую область это не спасает. Иллюстрация менеджерского хаоса – двойная система управления городом, которой местные власти почему-то гордятся. Фактически у Астрахани два руководителя: председатель городской думы и одновременно мэр (Алена Губанова, ставленница Расула Султанова) и глава администрации, он же сити-менеджер (Олег Полумордвинов).
Как отмечает
Для понимания стороннего наблюдателя: ситуация в области неконтролируема настолько, что даже местная «Единая Россия» проигрывает одни выборы за другими, а праймериз проходят со скандалами федерального масштаба. И это говорит не столько о слабости сильнейшей партии страны, сколько о затянувшемся системном кризисе в регионе, который власть имущие разрешать пока явно не намерены. Оно и понятно – мешают бесконечные внутренние проблемы. Например, постановки Виктюка...
Возможно, в местных театрах пора уже ставить что-то более современное, о жизни самого региона. Уровень драматичности происходящего мог бы заинтересовать при жизни модерниста Оскара Уайльда. Или, например, абсурдиста Хармса.
*Организация запрещена на территории РФ