Мощи хирурга, причисленного к лику святых, провезли по уральским больницам
Святые мощи архиепископа Луки Крымского будут открыты для поклонения в Екатеринбурге до 11 декабря.
«Стреляли!» - крылатую фразу из культового фильма «Белое солнце пустыни» знает каждый русский. «Хирурга в рясе» в 1917 - 1920-х годах знал весь мусульманский Ташкент, страдавший от набегов басмачей, провокаций радикальных исламистов и беглых казаков, бандитских налетов грабителей. Стреляли там долгие годы - и ночью и днем.
В городскую больницу, где служил будущий святитель Лука - врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, привозили раненых. Он оперировал всех подряд, предварительно помолившись и перекрестившись перед иконой Богородицы. Спасенные пациенты разных национальностей слагали о нем легенды. Он ездил один на вызов в районы, куда и милиция лишний раз не совалась. И лишь горстка православных знала, что в годы религиозных гонений врач и ученый был тайно положен в Узбекистане в епископа Ташкентского и Туркестанского.
И ездил доктор не только лечить физические недуги, но и крестить, отпевать, исповедовать, причащать и своим примером проповедовать христианство местным жителям.
Сотрудники ГПУ искали повод, чтобы упрятать за решетку хирурга-владыку. Его обвинили «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками и в шпионаже в пользу англичан через турецкую границу». На вопрос чекиста: «Так кто же вы - друг наш или враг наш?» - владыка ответил: «И друг ваш и враг ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш».
Уверения епископа, что он физически не мог быть одновременно на Урале и на Кавказе, в расчет чекисты не принимали. Но все же доктору позволили в тюрьме в ожидании первой ссылки, а их будет три, завершить главу своего научного труда «Очерки гнойной хирургии», который вышел в СССР 1934 году. И был удостоен Сталинской премии, хотя перед именем автора стояло его духовное звание «епископ». Недавно этот всемирно известный труд был переиздан, так как и в XXI веке не утратил своей актуальности. Хотя все коллеги знают: хирург отказывался оперировать, если начальство или пациент требовали, чтобы он снял свой крест или иконы со стены.
Зато теперь материалистические сомнения чекистов можно понять и простить. Это идеалистам и верующим ясно, что святитель Лука сегодня одновременно везде и с каждым, кто просит его помощи. Атеисты же знают, что «хирургу в рясе» установлены памятники в ряде российских клиник, а его мощи два дня возили по больницам Екатеринбурга. Более того. С развитием генетики настало время, когда и физически святитель Лука может находиться одновременно на Урале и на Кавказе: с 6-го по 11 декабря его святые мощи будут открыты для поклонения в уральской столице, а с 9 по 26 декабря - в Пятигорской и Черкесской епархии. И никакой ошибки в числах - привезут разные ковчеги.
К сведению
* Святого Луку именуют Крымским, так как после Красноярска и Тамбова последним местом службы ученого и духовного просветителя стал Симферополь. Где он и был в 1995 году причислен к лику святых Украинской православной церковью Московского патриархата.
* Умер святитель Лука 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Канонизирован РПЦ в сонме новомучеников и исповедников в 2000 году.
* Род Войно-Ясенецких известен с ХVI столетия, его представители служили при дворе польских и литовских королей. Но постепенно род обеднел, и уже дед Валентина Феликсовича жил в Могилевской губернии в курной избе, ходил в лаптях, но имел мельницу.