Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и обычаи сладких праздников
В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.
Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Празднуют эти три праздника в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. У каждого свое название, свои обряды и обычаи празднования.
Первый Спас – Медовый, 14 августа
С этого дня разрешается есть овощи с огородов. А еще, конечно же, мед, но после того, как его освятят. Медовый Спас – праздник пасечников. Пчелы уже заполнили соты, и можно приступать к заготовке меда на зиму: по поверью, освященный и заготовленный после этого Спаса мед не забродит.
Другое название первого Спаса – Мокрый
Церковные служащие освящают водоемы, в этот день копают новые колодцы, осушают и очищают старые. В освященной воде купаются и окатывают ею скот, чтобы оградить от болезней и смыть всякую прицепившуюся дрянь вроде сглаза.
Это последний день, когда можно купаться в открытой воде: после Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.
Медовый Спас еще называют Маковеем
В церкви в этот день поминают семью Маккавей, принявшую смерть в 166 году до нашей эры. Но народ ассоциировал их имя с маком, который вызревает как раз к этому дню. Поэтому традиционным блюдом первого Спаса помимо меда является выпечка с медово-маковой начинкой.
Второй Спас – Яблочный, 19 августа
Со дня Яблочного Спаса после освящения яблок в церкви можно есть и заготавливать их на зиму. Этот день считался последним днем лета, поворотом года к осени. В этот день пекут пироги с начинкой из лесных ягод, грибов и, конечно же, яблок.
19 августа девушки, присмотревшие себе жениха, съедая первое в году яблоко, произносили так называемые причеты, направленные на то, чтобы жених никуда не делся.
Обычаи Второго Спаса
Матери, потерявшие детей, относят освященные яблоки на могилы. С этого дня традиционно начинали сбор винограда. В некоторых местностях в этот день устраивали проводы солнца в закат, выходили за окраину, пели припевки. А в Македонии до сих пор считают, что в день Яблочного Спаса распахивается небо и можно загадать желание, а то и вовсе увидеть Бога.
По народным приметам, какова погода на Второй Спас, таким будет и январь.
Третий Спас – хлеба припас, 29 августа
В этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.
И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.
Еще одно имя Хлебного Спаса – Холщовый
В день Третьего Спаса было принято выносить на продажу холсты и полотно. Считалось, что купленная в этот день ткань для пошива исподнего сама по себе является оберегом. А на холстах, проданных в Хлебный Спас, вышивали покрова на постель будущей невесте и свадебные полотенца на достаток в молодой семье.
Хлебный Спас называют и Ореховым
С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.
С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.