Иван Чернышов в интервью порталу EG.RU поделился секретами своей работы: как его воспринимают родители воспитанников, с какими сложностями ему приходится сталкиваться и почему он не хочет, чтобы его дети ходили в детский сад, где он работает
Почему-то так сложилось, что в нашей стране в детских садах работают исключительно женщины. Встретить там «усатого няня» сейчас практически невозможно. Мужчины-педагоги идут работать в школы и вузы.
Но из любого правила есть исключение: кандидат педагогических наук Иван Чернышов живёт в Липецке и вот уже пять лет работает заведующим городским детским садом. Учреждение, которым он руководит, знают во всём городе, как образцовое.
С чего всё начиналось
«Курсе на втором института я уже понял, что дошкольное образование — это не так смешно, как мне казалось, когда я только поступил. Я осознал, что профессия, которую я получаю, очень достойная. После окончания института я продолжил учёбу в аспирантуре Липецкого Государственного Педагогического Университета.Когда я писал диссертацию, мне нужно было практическое испытание своих теоретических разработок. Кроме того, для защиты нужен был педагогический стаж, и я пошёл работать в детский сад воспитателем для того, чтобы набраться опыта, подтвердить какие-то положения своей диссертации.Защитился я в 2010 году, но уйти из детского сада уже не смог, потому что понял, что здесь моё место. Проработав ещё год воспитателем, я получил предложение занять должность заместителя заведующего детского сада №134 города Липецка. Параллельно я работал в частном детском саду воспитателем — у меня тогда родилась дочка, и нужно зарабатывать деньги. А потом в 2013 году мне предложили работу заведующим детским садом. В этом году исполняется уже пять лет, как я занимаю эту должность».
О мужчинах в детских садах
«Мне кажется, что мужчин в сфере дошкольного образования практически нет из-за того, что у детей слишком нежный возраст. В становлении российской школы, её фундаментальных изменениях принимали участие в основном мужчины. С дошкольным образованием вышло всё по-другому. Раньше в детские сады отдавали детей от 3-х месяцев. Крепкие мужские руки тогда были нужны в полях, на заводах, а воспитанием детей занимались исключительно женщины. Ну как сможет мужик ухаживать за 3-месячными младенцами? Теперь дети идут в сад в возрасте полутора или двух лет. Тут уже мужчина вполне уместен. Я надеюсь, что в будущем мужчин в дошкольном образовании будет гораздо больше».
О самой большой трудности в работе
«Самая большая трудность — создать положительный образ детского сада в тех информационных условиях, в которых находятся родители. Они часто приходят накрученные сплетнями из Интернета. Моя задача — сделать всю информацию о детском саде доступной, чтобы родители сразу приходили с доверием.
Для достижения этой цели нужно много работать — мы к этому двигаемся. Нужно «очистить чакры», перед тем, как родители войдут в детский сад. Чтобы они «перегрузились» и увидели всё собственными глазами».
Об общении с родителями
«Я общаюсь с родителями круглосуточно при помощи соцсетей и мессенджеров. Вопросы мне задают и ночью, и рано утром, и в выходные, и когда я в отпуске. Я на связи даже с родителями, которые только собираются привести своего ребёнка в наш детский сад: общаемся онлайн, чтобы им лишний раз не ходить. Если нужна личная встреча — пожалуйста. Мне можно в любое время позвонить, договориться о встрече и прийти. Нет никакого затворничества».
О собственных детях
«Я бы никогда не допустил ситуации, чтобы мои дети ходили в садик, которым я руковожу. Могут возникнуть разговоры: «Это же дети заведующего». Категорически нет. Мои дети должны находиться в таких же условиях, как и остальные — их должны так же журить или хвалить за какие-то достижения. Самые несчастные дети — это дети педагогов, которые учатся там же, где работают их родители. К ним всегда предвзятое отношение».
О взятках
«Наш детский сад находится в центре полумиллионного Липецка, и никакой особой перегруженности нет, так как основная масса людей живёт в микрорайонах на окраинах, которые сейчас активно застраиваются. В центре людей мало. Всех, кто стоит в очереди, мы берём. Взяток мне никто никогда не предлагал».
Об отношениях с выпускниками
«Конечно, я общаюсь с детьми, которые ушли из нашего детского сада в школу. Некоторые просят родителей и вместе заходят в детский сад, чтобы проведать своих любимых воспитателей. Мы обязательно следим за успехами наших выпускников.
С особой радостью отмечаем достижения тех детей, с которыми были некоторые проблемы в воспитании. Благодаря соцсетям делать это не так сложно — большинство родителей у меня «в друзьях».
Нам очень интересно знать всё, что происходит с нашими бывшими подопечными. Часто бывает, что люди приводят снова в наш сад своих младших детей — и наши выпускники вместе с родителями приходят, чтобы забрать вечером домой своего младшего брата или сестру».
Об уникальности детского сада, которым руководит Иван Чернышов
«Вообще у нас система дошкольного образования в городе очень развита. Есть идеи о создании классов Монтессори (система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Ее основные принципы: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, отсутствие конкуренции - прим.ред.).
Ну а то, что нас выводит сейчас на топовые позиции среди других детских садов — это большое разнообразие дополнительных услуг. Это, например, шахматы, робототехника, футбол. Мы стараемся брать передовые образовательные идеи, которые будут интересны детям и их родителям.
Из-за многочисленных положительных отзывов я могу сказать, что это наш конёк. Мы, конечно, не лучше всех, но находимся в числе самых крупных и серьёзных детских садов в городе».
О музыкальном воспитании
«Не секрет, что музыка играет огромную роль в воспитании детей. Я сам занимаюсь музыкой (в свободное от работы время Иван играет на гитаре в рок-группе Signalovnet. - прим. ред.), но детей мы обучаем в соответствии с государственной методикой. Когда мы готовимся к утренникам или к творческим конкурсам, я лично слежу за отбором репертуара и за качеством аранжировки «минусов». Иногда я даже делаю аранжировки к песням сам. Мы учим детей, как вести себя на сцене, работать с микрофоном».
О новаторстве
«У меня есть мечта оборудовать детский сад по последнему слову техники — чтобы была интерактивная доска и тому подобные вещи. Но это нереально дорого. К счастью, в Интернете есть замечательные бесплатные программы, благодаря которым можно изучать Землю или строение тела человека. Это всё выводится на мультиэкран, и дети смотрят, например, на нашу планету из космоса. Далеко не все педагоги это делают, потому что просто не знают о существовании таких замечательных и полезных вещей.
Ещё одна моя заветная мечта — это Монтессори-зал, чтобы реализовывать метод воспитания детей Марии Монтессори. Это очень затратно, но мы делаем всё возможное, чтобы воплотить эту мечту в жизнь».
О коллегах
«Я полностью доволен коллективом, в котором я сейчас работаю. У любого педагога есть свои сильные и слабые стороны, и я их знаю. Руководитель должен подключать критическое мышление и сделать слабые стороны своих подчинённых сильными. Когда я только пришёл на должность заведующего, часть штата была укомплектована, но кого-то пришлось набирать. Некоторых воспитателей я искал и принимал на работу лично. За пять лет произошло омоложение коллектива. А вообще от нас люди уходят либо на пенсию, либо в декрет. И я этому очень рад и безмерно всем своим коллегам благодарен».
Читайте также: «Я даже делаю стикеры из «Слова о полку Игореве»: чем занимаются современные библиотекари?