11 августа 1818 года умер русский изобретатель-самоучка
Наша земля всегда была богата на уникальные умы и золотые руки. И если бы у власти в нужное время стояли дальновидные образованные люди, картина мира давно могла бы быть совершенно другой. История гения Кулибина - тому подтверждение.
Первое изобретение
Родившийся в семье, где никогда не было ученых, Иван был, как говорится, не от мира сего. Продолжать торговое дело отца он не захотел, да и прибыли особой это не приносило. Поэтому мальчика отдали в подмастерья к односельчанину обучаться механике. Все равно пацан пропадал там днями.
Освоивший токарное, часовое и слесарное мастерство, Иван со свойственным ему новаторским подходом создал уникальные часы. И замахнулся – ни много ни мало! – преподнести их императрице. Мало того что в их карманном варианте был собственный часовой механизм: маленькие куранты отбивали время, часы играли несколько мелодий, а внутри танцевали механические фигурки.
Екатерина II была впечатлена подарком и назначила Ивана главным мастером в механическую мастерскую при Петербургской академии наук.
Реки и мосты
Вынужденный заниматься по большей части не изобретательством, а производством уже известных инструментов, станков и приборов для разных наук, Кулибин все же находил время для разработки и расчетов собственных идей. Так, всего через три года после назначения на должность, в 1772 году представил к рассмотрению проект одноарочного моста через Неву.
Прелесть конструкции состояла в том, что вошедшим в Неву кораблям не приходилось спиливать мачты. Но от проекта отмахивались даже после того, как Кулибин построил большую действующую модель. В результате через 30 лет конструкцию запатентовал некий Таун, и вся слава досталась ему.
На полку был сложен и проект «водохода». Вместо силы сотен бурлаков работал лопастной двигатель, призванный использовать для передвижения судна против течения энергию самой реки. Отговорки отказавших в продвижении проекта чиновников были более чем формальными.
Безлошадная повозка
Не получила распространения и «самоходка» Кулибина. И до него создавались экипажи, едущие без лошадей – можно вспомнить работы великого Леонардо или самобеглую коляску Леонтия Шамшуренкова. Только конструкция Кулибина была проще, эффективнее и включала в себя механизмы, которые используются в вело- и автомобилестроении до сих пор. Например, свободный ход и механизм переключения скоростей.
Несмотря на то, что знать была в восхищении от диковины, спонсировать широкое производство повозок никто не захотел. От изобретения не осталось даже чертежей.
Протезирование
В 1791 году Кулибин подарил двадцатилетнему офицеру Сергею Непейцыну уникальную возможность продолжить служение Отечеству. Тот потерял ногу при штурме Очакова, и изобретатель сконструировал для него передовой для того времени протез. Непейцын получил прозвище «Железная нога» и окончил службу через много лет в чине генерал-майора.
Дальнобойный прожектор
«Дальнеизвещающая машина» Кулибина, а попросту семафор, тоже не получила распространения в свое время. Зато им вовсю пользовалась царская семья через много лет. С помощью семафора Кулибина, на котором в свое время изобретателем в десятки раз был усилен прожектор, сообщения из Санкт-Петербурга передавались в Варшаву за 22 минуты. А это 1200 километров.
Лифт для императрицы
В 1793 году поступил заказ на производство лифта в царском дворце. Сложность заказа состояла в том, что к потолкам дворца крепить тяжелые конструкции было нельзя. С задачей изобретатель справился, предложив конструкцию, схожую с современным офисным стулом: слуга приводил в движение винтовой механизм, который, вращаясь, поднимал кресло со стареющей тучной императрицей.
И снова у Кулибина не осталось права на авторство изобретения. А лифт после кончины Екатерины попросту заложили кирпичом за ненадобностью.
Судьба была к Кулибину благосклонна – он сумел остаться самим собой. Ему пришлось жить при дворе и веселить императорское окружение удивительными диковинами вроде замысловатых фейерверков или механических кукол.
Но Иван Петрович не перешел в разряд банальных придворных механиков-мастеровых, а оставался великолепным изобретателем. Будучи вынужден присутствовать на царских пирах, он ни разу не притронулся к табаку или спиртному, оставаясь притом душой компании. Даже свою старомодную одежду, над которой насмехались придворные щеголи, не сменил с сюртука на обтягивающие европейские панталоны.
Он трижды женился и нажил 12 детей. Все его сыновья стали образованными людьми. Кулибин дожил до 83 лет в достатке и умер 11 августа 1818 года в окружении любящей семьи