Развал Советского Союза мог стать жирной точкой этого проекта, но оказался всего лишь запятой, давшей подводным лодкам «Варшавянка» новую жизнь
Начало 70-х годов минувшего столетия стало временем относительного затишья, наступившего после окончания «холодной войны». Находившиеся до этого в активном противостоянии США и СССР открыто заявляли о своем стремлении к миру, но втайне готовились к будущей войне. В эти годы было создано большое количество различных образцов вооружения, которыми обеспечивались Вооруженные силы стран НАТО и Варшавского договора.
Страны коммунистического лагеря значительно уступали Североатлантическому альянсу практически по всем видам вооружений (за исключением танков и артиллерии), а на морских просторах дела обстояли откровенно плохо. СССР вообще не имел авианосцев, первый и единственный из которых, «Адмирал Кузнецов», появится только через десятки лет.
Большинство крейсеров, эсминцев и вспомогательных судов значительно устарели, а подводные лодки второго поколения издавали такой шум во время движения, что их можно было обнаружить с очень большого расстояния. Надо было что-то с этим делать.
«Палтус» для лучших друзей
Группе инженеров Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» под руководством Юрия Кормилицына была поставлена задача в кратчайшие сроки придумать подводные лодки нового типа, которые бы имели повышенный ресурс автономного плавания, высокую скорость и защиту от обнаружения противником.
Конструкторы с задачей справились, используя не имеющие аналогов в мире отечественные разработки. Государственной комиссии представили субмарину проекта 877 «Палтус», которая должна была поступить в распоряжение советского Военно-морского флота, а также несколько упрощенную подводную лодку проекта 877 ЭКМ. Последнюю предлагалось строить и продавать развивающимся странам, проявляющим лояльность к Советскому Союзу.
Кроме того, Юрий Кормилицын предложил госкомиссии еще одну модернизацию «Палтуса», которая получила название проект 636 «Варшавянка». Лодки этого типа имели менее мощные силовые установки и предназначались для вооружения дружественных флотов стран Варшавского договора.
Первый «Палтус» заложили уже в конце 1970-х годов, и с 1982 года субмарины этого типа начали поступать на вооружение Военно-морского флота СССР, а затем и России. Проектам 877ЭКМ и 636 «Варшавянка» повезло меньше.
Сначала международные санкции 80-х, а затем и развал Советского Союза не позволили своевременно приступить к строительству этих подводных лодок, которые по уровню бесшумности превосходили свои западные аналоги.
Хитрые «китайские товарищи»
Только в середине 1990-х годов ЦКБ «Рубин» вернулся к идее их строительства, чему способствовало чрезвычайно выгодное предложение из… Китая. «Китайские товарищи», непонятно каким образом раздобывшие техническую документацию проекта 636 «Варшавянка», предложили Российской Федерации построить для них несколько подводных лодок этого типа.
Для нижегородского завода «Красное Сормово», который страдал от отсутствия серьезных заказов, это было как никогда кстати. Заказ был немедленно принят, и сегодня КНР эксплуатирует 10 «Варшавянок», патрулирующих моря Азиатско-Тихоокеанского региона.
Мобильные защитники Крыма
Новый толчок к строительству подводных лодок проекта 636 дали присоединение Крыма к России и необходимость срочно укрепить Черноморский флот, которому предстояло защищать рубежи страны от усиливающегося давления со стороны Украины и стран НАТО.
Готовый и апробированный проект 636 «Варшавянка» подошел для этого лучше всего, и новый заказ разместили на «Адмиралтейских верфях» Санкт-Петербурга.
Строительство проводилось в ускоренном режиме. Уже 21 сентября 2015 года на рейд Новороссийской военно-морской базы ЧФ зашла первая подводная лодка Б-261 «Новороссийск».
И пускай эти дизель-электрические подводные лодки по водоизмещению в 6 раз уступают атомным субмаринам проекта «Борей», зато они менее дороги в производстве и обслуживании.
Что умеет «Варшавянка»
Новейший инерционный навигационный комплекс упрощает экипажу ориентирование в морских глубинах, а сама лодка способна погружаться на глубину до 300 метров, находясь в автономном режиме до полутора месяцев.
Использующая дизельные генераторы практически бесшумная электрическая установка делает обнаружение «Варшавянки» сложным даже для самых передовых американских систем слежения. Из-за того, что при строительстве корпуса субмарины используются специальные композитные материалы, она гасит сигналы РЛС, превращаясь после погружения в морскую пучину в настоящую «черную дыру».
Подводная лодка проекта 636 отлично вооружена. С помощью 6 носовых торпедных аппаратов она может выпустить по вражеским судам 18 торпед или установить 24 морские мины.
В любой момент по морским и наземным целям противника могут быть выпущены 4 крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», способные донести обычную или ядерную боеголовку на расстояние до 2000 километров.