Почти все жены знаменитого царя уходили из жизни при загадочных обстоятельствах
Древние летописи рассказывают, что как-то преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский в один из своих походов в Москву сделал предсказание боярыне Юлиании Федоровне Захарьевой: быть ее дочери царицей. Но только вот не сказал преподобный, какую страшную роль в жизни девушки и всей Русской земли сыграет это замужество.
Анастасия Романовна
На дворе стоял 1547 год, шестнадцатилетний царь Всея Руси решил жениться. Тогда его звали просто Иваном IV или Иваном Васильевичем. Чтобы не промахнуться с выбором, был использован так называемый «смотр невест» - обычай византийских императоров.
По городам рассылались приказы прислать на смотрины боярских дочерей. Самых красивых везли ко двору, а там уже царь выбирал невесту по вкусу.
Анастасия была малого роста с густыми темными волосами, правильными чертами лица. Описывая ее, современники не говорили о красоте – она и так подразумевалась в царской невесте. Зато вовсю награждали ее эпитетами «целомудренна, смиренна, набожна, благостна, умом основательна».
Бояре тогда не приняли решения Ивана Васильевича. До него цари женились на равных себе – брали в жены дочерей монархов других стран. Сохранились даже слова князя Лобанова-Островского о том, что царь женитьбой на собственной рабе бесчестит своих бояр, заставляя их служить той, кто не был им ровней. Между боярами и царем уже тогда возникло противостояние.
Тринадцать лет, которые Иван прожил с Анастасией, оно только нарастало. Но Анастасия умела сдерживать мужнин нрав, и ее способность управлять государем отмечали даже иноземные дипломаты. А о трудолюбии и художественном вкусе царицы можно судить и сегодня. До нашего времени сохранилось больше 15 вышитых произведений, вышедших из мастерской Анастасии.
Царица родила Ивану шестерых детей, но отца пережил только один: младший сын Федор. Он в будущем и сменил папеньку на престоле.
Частые роды подорвали здоровье царицы, а тут еще очередные столкновения царя с советниками и боярами, которые считали Анастасию помехой своему возвышению при дворе.
По исследованиям историка Николая Карамзина, царица заболела в июле 1560 года и во время большого московского пожара была увезена в Коломенское. Промучившись до 7 августа, Анастасия скончалась.
Царь был вне себя от горя, на похоронах, по свидетельствам современников, его вели под руки, а он вырывался и кричал. Митрополиту даже пришлось напоминать царю о христианской стойкости. Карамзин говорит, что в тот момент Иван IV лишился не только жены, но и самой добродетели.
Царь обвинил священника Сильвестра и воеводу Адашева в том, что они отравили Анастасию. В летописях значится, что именно в этот момент царь стал «яр и прелюбодействен».
Современные исследования волос первой жены Ивана подтвердили факт отравления. В них была найдена большая концентрация ртути, свинца и мышьяка. Так что не так уж и безумен был царь в своих подозрениях.
Мария Темрюковна
Бояре уговорили Ивана снова жениться, но теперь уже по старым канонам. Царь попытался породниться с польским королем Сигизмундом, но тот затребовал за невесту несколько крупных русских городов, и Иван решил обратить внимание на другое геополитическое направление – Кавказ.
Пара князей отказали Ивану в сватовстве, а вот князь Кабарды Темрюк Идаров прислал в столицу свою дочь Кученей. Получив имя Марии, она в 1661 году стала второй царицей. При ней расцвела опричнина, а приехавший вместе с Кученей брат Салтанкул (в крещении Михаил) стал одним из ее руководителей. В 1669 году царица тоже умерла при неясных обстоятельствах после возвращения из Вологды. Царицу не любили за злобный нрав, поэтому оплакивали неискренне, хоть и соблюли все приличия. После смерти второй жены Иван стал еще более подозрителен.
Марфа Собакина
Следующей женой царь сделал Марфу Васильевну Собакину, «из худородных», которая пробыла царицей всего 15 дней. Сразу после свадьбы она заболела и умерла.
Царь даже не успел воспользоваться правом брачной ночи, так что церковь подтвердила девственность мертвой невесты и разрешила четвертый брак.
К тому времени Иван казнил уже направо и налево. За извод царской жены были осуждены более двадцати человек.
Мария Долгорукова
Скорее всего, этой жены в реальности не существовало. Потому что при скрупулезности летописей того периода нет ни единой записи о ней. Но легенда гласит, что в первую брачную ночь Иван обнаружил: невеста досталась ему не девственной. Царь рассвирепел, приказал привязать ее к повозке и пустить под лед озера в Александровской слободе.
Анна Колтовская
Официально третья жена Ивана Грозного тоже не продержалась долго в звании царицы. Уже через полгода после свадьбы царь отослал ее в монастырь. И причина опалы нигде в документах не указана. Известно только, что брат Анны вместе со всей семьей был казнен.
Анна Васильчикова
По церковным канонам она не могла считаться законной женой царя. И даже в поминальной книге Ивана Грозного рядом с ее именем не стоит титула царицы.
К тому времени царь уже пошел вразнос в амурных делах и, предположительно в начале 1575 года, женился, даже не испросив разрешения у церкви. Меньше чем через год Анну насильно постригли в монахини, а к 1577 году она скончалась.
Василиса Мелентьева
Есть версия, что этот персонаж в качестве жены Ивана появился в истории благодаря известному фальсификатору истории Александру Сулакадзеву. По легенде, Василиса была прекрасной вдовой подданного, убитого опричником. Брак якобы разрушила неверность царицы, которая была сослана в монастырь.
Мария Нагая
Последней женой была Мария Нагая. Она-то и стала вдовой безумного царя. Женился он на Марии точно так же незаконно, поэтому и дети ее считались незаконнорожденными. Но по крови Дмитрий все же имел права на престол после Федора, старшего сына Ивана от первой жены.
После загадочной смерти Дмитрия Марию заставили принять постриг. Впоследствии ее фигура всплывет в афере со Лжедмитрием, но это уже совсем другая история.