Эта женщина загубила более 650 жизней
Елизавета (Эржбет) Батори родилась 7 августа 1560 года в одной из самых знатных и уважаемых семей Венгрии. Из нее вышли многие правители Европы того времени, включая знаменитого Стефана Батория, являвшегося родным дядей Елизаветы. Но она прославила свой род исключительно в качестве «Кровавой графини». Ее имя даже занесено в Книгу Гиннеса, потому что больше таких чудовищ в женском обличье мир не создавал.
Дитя кровосмесительного брака
Чтобы сохранить «чистоту крови», в семье считались нормой близкородственные связи и даже прямой инцест, когда мужем и женой могли стать родные братья и сестры.
Эржебет родилась именно от такого союза. Ее отец Дьердь представлял одну из ветвей одного рода Батори, а мать Анна – другую. Все их четверо детей страдали различными психическими и физическими отклонениями.
В отличие от своего старшего брата Иштвана, ставшего законченным алкоголиком уже в молодом возрасте, Елизавета росла внешне абсолютно нормальным ребенком. Она имела твердый, почти мужской характер, свободно владела латынью, немецким и греческим языками. И это в то время, когда сам король Венгрии с огромным трудом читал по слогам!
Замуж за маньяка
В 15-летнем возрасте ее выдали замуж за Ференца Надашди, который через пару лет стал командующим войсками Венгрии в войне против Османской империи. О его жестокости ходили ужасающие слухи. Свидетели его расправ над пленными сравнивали Ференца с графом Дракулой Цепешем, любившим сажать на кол своих побежденных противников.
Молодая графиня родила мужу четверых детей (по некоторым источникам, шестерых), но видела его крайне редко, проводя большую часть времени в подаренном им Чахтицком замке, окруженном 17 деревнями.
По одной из легенд, первого своего ребенка она родила от слуги, которого ревнивый муж кастрировал и бросил на съедение своре собак, а родившуюся девочку без сожаления убил.
В то время жестокость к пленным и слугам была обычным явлением. Елизавета Батори поняла это еще в раннем возрасте, когда могла за плохо отглаженное платье метнуть в служанку горячий утюг, а за появившуюся дырку уколоть ее несколько раз швейной иглой. Пощечины же для служанок вообще являлись обыденным делом. Позднее Елизавета начала использовать «для перевоспитания» провинившихся слуг дубинку.
Черноволосая красавица с жестокой душой
История жизни этой женщины окутана таким количеством легенд, что сегодня очень тяжело отделить правду от вымысла. Одни источники рассказывают об огромном количестве ее любовников, хотя говорить нужно, скорее всего, о любовницах.
Красивая, но обладавшая жестоким характером Елизавета Батори предпочитала женщин, что для церкви было одним из смертных грехов. Местные священники терпели ее только из-за огромных взносов в церковную казну и пожертвования на постройку храмов.
Примерно в 25-летнем возрасте Елизавета вступила в любовную связь с Анной Дарвулией, которая явно страдала психическими отклонениями и умерла в 1606 году от приступа эпилепсии.
Два дьявола нашли друг друга, после чего словацкие селения вокруг Чахтицкого замка обуял настоящий ужас. Сначала женщины для усиления эффекта своих любовных утех просто наносили увечья служанкам, зубами вырывая куски плоти из их лиц и груди, после чего давали возможность жертвам самостоятельно истечь кровью.
Проблемы скрыть следы собственных преступлений не было. Естественная смертность в то время была высока и крестьяне, которым сообщали о гибели дочерей в результате длительных болезней, были потом даже рады небольшой материальной помощи, передаваемой им «благородной» графиней.
Муж не должен мешать удовольствиям
В 1601 году муж Елизаветы Ференц Надашди вернулся из очередного похода и решил дома подлечить боевые раны. Но что-то пошло не так, и уже через полтора года он вообще перестал ходить, став инвалидом. Еще через год он умер, оставив Елизавету Батори единственным наследником своего огромного состояния.
Почувствовавшая полную свободу, «кровавая» графиня распоясалась. Она начала практиковать сдирание кожи с жертв, используя раскаленные докрасна щипцы для камина, а также обливать служанок водой на морозе, ожидая, пока они не превратятся в ледяной столб.
Самыми любимыми орудиями пыток стали швейные иглы. Они загонялись под ногти девушек, после чего графиня предлагала жертве самостоятельно достать их.
Но это была просто игра. Если девушка не пыталась достать иглы, а слезно просила об этом Елизавету, то та смягчалась и могла на время оставить жертву в покое. Если же служанка пыталась достать иглы, то ей нещадно отрубались пальцы. Увидев кровь, графиня и Анна Дарвулия буквально набрасывались на жертву и начинали разрывать ее тело своими зубами.
По свидетельствам слуг, однажды из-под двери пыточной комнаты вытекло такое количество человеческой крови, что ее пришлось засыпать несколькими ведрами угля, иначе пройти по коридору было бы просто невозможно.
«Слетела с катушек» после смерти любовницы
В 1606 году Анна Дарвулия неожиданно умерла во время приступа эпилепсии, а графине пришлось срочно искать других подручных для своих кровавых утех. Это не составило особого труда. Теперь ей помогали Доротья Семтеш, Илона Йо, Катарина Беницка и Янош Уйвари (карлик Фицко).
Елизавета решила, что кровь служанок ей уже не доставляет такого удовольствия, и решила приступить к массовым убийствам дочерей местного дворянства. Она объявила, что проведет курс обучения девушек этикету, и смогла набрать нужное количество будущих жертв. Но не учла, что знать - это не крестьяне.
Многочисленные жалобы заставили короля Венгрии Матьяша II отдать в 1610 году распоряжение провести расследование преступлений Елизаветы Батори и направить в ее замок Дьердя Турзо, второго по значимости человека королевства.
По различным свидетельствам, в казематах замка «кровавой графини» было обнаружено тело недавно убитой девушки. Одна жертва находилась при смерти (спасти ее не удалось), а еще две девушки пребывали в плачевном состоянии и имели многочисленные раны на своих телах.
Медленная смерть вместо быстрой казни
Елизавету Батори вместе с подельниками немедленно задержали и решили отдать всех под суд. Но ее родственникам удалось убедить короля, что суд над графиней запятнает честь всей семьи. Матяжу II было предложено не возвращать огромный долг, и он немедленно согласился.
Графиню заживо замуровали в ее комнате в Чахтицком замке, оставив в стене лишь небольшое отверстие для вентиляции и передаче ей пищи. Елизавета прожила в таком заключении больше трех лет и умерла 21 августа 1614 года. Местные жители не позволили хоронить ее на территории местной церкви, и тело пришлось перевезти в Эчед, где она родилась.
Но суд над подельниками все же состоялся. Под пытками все они признались в совершенных убийствах, называя число жертв в пределах 36-37. Более 300 свидетелей рассказали, что графиня убивала девушек не только в Чахтицком замке, но и в десятке других своих владений.
На суде даже зачитали дневник Елизаветы Батори. В нем она записала имена всех своих жертв, число которых перевалило за 650. Правда, суд решил не учитывать дневник в качестве доказательства, остановившись на 80 жертвах, вполне достаточных для вынесения жестокого и справедливого приговора. Кстати, сам дневник после этого загадочным образом пропал.
По решению суда, Доротье Сентеш и Илоне Йо сначала оторвали пальцы раскаленными щипцами, после чего женщин сожгли на костре. Карлику Фицко отрубили голову, после чего его тело было также сожжено.
Катарина Беницка, которая и сама подвергалась периодическим издевательствам, отправилась пожизненно на каторгу, где и умерла через несколько лет.