Откровения под стук колёс: Россия отмечает День железнодорожника
Проводник - профессия беспокойная. Даже не профессия - судьба. С одной стороны, жизнь без земли под ногами в компании с незнакомыми пассажирами, недаром аббревиатуру РЖД железнодорожники расшифровывают «Редко живем дома». С другой - проводник обладает властью над попутчиками. А среди них в вагоне, как в бане, все равны. Здесь, как нигде, тянет на откровения. 5 августа страна отмечает День железнодорожника - самое время поздравить всех представителей славной профессии. И отличный повод вспомнить поездные байки.
Мой собеседник Юрий Лобанов - бывший офицер-подводник. Выйдя в отставку, нашел приют на борту сухопутного «корабля» - вагона поезда Москва - Владивосток. Истории о том, как он служил... работал проводником, превращаются в легенды.
Переходящие девочки
- В свой первый рейс я отправился из Харькова во Владивосток. Август конца 1980-х. Плацкарта без вентиляции с одним работающим туалетом.
В поезде зайцем ехали две девчонки-школьницы. Из куража или от бедности они обслуживали весь состав. На станциях народ вываливал на перрон, и вдоль состава проносилось: «А эти две в каком? Пусть в третий идут! Ну ладно, после 15-го срочно в третий!»
За время следования через наш потный вагон прошли все криминальные структуры СССР: говорящие и слышащие глухонемые с порноиндустрией на желтой фотобумаге, цыганский табор с ожоговой косметикой, карточные шулеры с плохим зрением, торговцы санфаянсом... Во Владивостоке мы вышли большой семьей кровных родственников, связанных клятвой звонить друг другу и заезжать в гости. Больше мы никогда друг друга не видели.
Колыхались под стук колес
Железнодорожных романов я на своем веку навидался. Об одном из них мне больно вспоминать до сих пор.
На перекуре в тамбуре (когда подымить в поездах можно было еще безнаказанно) некий мачо уговорил юную барышню прийти, как стемнеет, к нему на сеновал. А именно на верхнее боковое место. В означенный час человеческий бутерброд, накрытый простынкой, запыхтел под ритмичный перестук колес. И вдруг седую ночь прорезал вопль. Я врубил общий свет, и сонные пассажиры увидели корчившегося на полу мачо и бледнющую нимфетку. В общем, в самый разгар нежного свидания парочка грохнулась с верхней полки. Барышня не пострадала, а мужик сломал член.
На ближайшей станции любовников встречали скорая и милиция. С поезда сняли любовников плюс маменьку несовершеннолетней прелестницы.
Собственно, мораль простая. Если вам в поезде приспичит предаться порочным страстям, обратитесь к проводнику. За умеренную плату он найдет пустующее купе или приютит в своем двухместном - на часок или на ночь, как договоритесь.
Штаны милосердия
Зимой ехали в Волгоград. В одном купе засели два мужичка. Еще при проверке билетов я подумал, что от этих надо ждать чудес. И не ошибся. Товарищи испросили у меня два стакана чаю - стало быть, под напитки. И приступили к истреблению пиво-водочных припасов. Проводники пьяных не любят, но, если люди себя ведут прилично, как бы не замечают.
Я управился с делами, прилег и заснул. Вдруг дверь в купе открывается - на пороге один из той алкопарочки.
- Командир, выручай, родной!
- Какие проблемы?
- У тебя штаны есть запасные?
- Что?!
- Ой, да тут такое... Мы пол-литру выпили, пивом заполировали. Кореша моего в туалет приперло. А там занято. Ну, не выдержал.
- А застирать не пробовали?
- Так в том и дело. Застирал и за окошко повесил, чтоб просохли. А их ветром сдуло. Командир, нам выходить через два часа. Куда он бесштанный? Выручай! Мы купим.
Делать нечего - порылся в вещах, но нашел только белые штаны от кимоно - баловался я карате.
Через два часа поезд подошел к маленькой станции. В провинциальный сумрак, поддерживая друг друга, удалялись две фигуры, на одной из которых отчаянно белели мои чемпионские штаны.
Места для поцелуев
Во Франции целоваться на перронах можно только в специально отведенных местах. На заре железнодорожной эры влюбленные, которые были не в силах оторваться друг от друга при расставании, задерживали отправку составов. Сейчас никто не станет ждать, пока парочка попрощается, но традиция осталась.
По одному билету
Если у вас есть билет, скажем, от Москвы до Астрахани, вы можете сделать одну остановку, например в Самаре, Волгограде или еще где-то по пути следования. Задержка не должна превышать десять суток. В течение четырех часов после того, как вы выйдете из поезда, не забудьте поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала. Чтобы продолжить путь, придется заново оплатить плацкарту, а это около половины стоимости билета. На международных направлениях выходить разрешено неограниченное число раз в течение срока годности билета (обычно два месяца).
Пусть меня научат
На проводника обучают на платных трехмесячных курсах или бесплатно в течение года в железнодорожном колледже. По сей день существуют студенческие стройотряды. Для учащихся железнодорожных вузов - это практика, для всех остальных - яркое приключение.
Кстати
69 остановок делает поезд «Россия», который курсирует от Москвы до Владивостока. Среди них есть станция Половина - она находится в 506 километрах от Иркутска и делит Транссибирскую магистраль пополам.
Чтобы провезти крупного пса, придется выкупить все купе
Лайфхаками и нюансами железнодорожных путешествий поделилась бывшая проводница Полина. Сейчас девушка учится в МИИТ, трудится приемосдатчиком груза и багажа и мечтает стать дежурной по станции.
- О вагонах. Третье и шестое купе оборудованы аварийными выходами. То есть окна там не открываются. Зато, если вдруг, как говорится, что - вы спасетесь первым. Поезда, номера которых состоят из трех цифр, первая из которых не ноль, - дополнительные поезда. Скорее всего, это будут вагоны годов 60-х выпуска.
- О белье. Если вдруг вы испачкали свое постельное белье, вы можете взять новый комплект, правда, не бесплатно. Если ваше белье влажное или в пакете с бельем нет карточки о том, когда и кем оно было упаковано, - с вероятностью 90 процентов на нем кто-то уже спал до вас.
- О билетах. Очень важно смотреть, какой класс билета вы берете. Это гарантирует вам наличие кондиционера и биотуалета. Все классы расписаны на сайте РЖД. Печатать билеты надо только для того, чтобы бесплатно пописать на вокзале. При посадке можно просто показать билет на телефоне.
- О ворах. У людей не хватает сообразительности положить сумку/кошелек в голову, чтобы если кто и потянется - разбудил. А у воров давно есть ключи вагонные (их всего два: треугольник и специалка). Купить их не проблема.
- О пьяных. Если с вами рядом едет пьяное быдло, которое вам очень мешает, найдите свидетеля, согласного дать показания, и попросите проводника вызвать наряд полиции на соседнюю станцию.
- О курении. Курить в поездах нельзя, но если очень хочется, то можно купить у проводника «разрешение». Правда, принципиальные могут вызвать господ в форме, и в итоге вы получите штраф.
- О досуге. Вы можете попросить шахматы, шашки и иногда даже нарды у проводника. Если он говорит, что их нет, ему просто лень идти в штабной вагон.
- Об опоздании. Вы можете сесть в любой вагон, если у вас нет времени бежать до своего. Главное - показать билет проводнику того вагона, в который заходите, а потом - проводнику того вагона, в котором едете.
- О торговле. У проводников есть план по чайной и сувенирной продукции. Когда я работала, он составлял по 35 рублей на пассажира. То есть перевезли 100 пассажиров за рейс - будь добр продай на 3500 чайной продукции. Не продал? Выкупай за свой счет. Такая же тема и с лотерейными билетами.
- О проститутках. Коллега рассказывал, что по пути в Новый Уренгой в вагон частенько сажали дам легкого поведения, которые ехали буквально три - четыре станции, но за это время успевали обслужить вахтовиков. А у другого коллеги особо страстная парочка в порыве любви друг к другу закрылась в туалете и снесла унитаз.
- О багаже. У моего коллеги как-то раз пассажир оставил в вагоне чемодан. Когда тот стал его вскрывать, для того чтобы провести опись, выяснилось, что весь чемодан забит презервативами.
- О туалетах. Не бросайте в биотуалеты ничего, даже туалетную бумагу. Они с ней не справляются и «зависают», а починить такой туалет в пути очень тяжело.
- Об уборке. Уборка должна быть влажная дважды в день, но я убиралась, только если реально было пыльно на улице и тяжело было дышать. А так и одного раза хватит.
- Об услугах. Вас обязаны разбудить за полчаса до вашей станции, если она промежуточная, и за час, если она конечная. Не разбудили? Звоним на горячую линию. Если вы при этом проехали свою станцию - билет за счет проводника и начальника поезда.
- О животных. Если питомец влезает в переноску, сумма габаритов которой не превышает 180 см, понадобится только билет на четвероногого пассажира и билет на сопровождающего его человека в вагон класса ЗД, ЗУ (плацкарт) или 2К, 2У, 2Л (купе). В вагоне-купе класса 2Э, 2Б придется выкупить все купе. Крупных собак возят только в купе. Собак-поводырей сажают куда хочешь. Кстати, с 16 июля в поездах дальнего следования можно перевозить собак, кошек, птиц, хомяков, морских свинок, кроликов, черепах без сопровождения владельцев. Питомцы будут путешествовать в багажных купе в клетках или контейнерах. За ними присмотрят проводники.
- О колее. В России ширина железнодорожной колеи - 1520 см, а в Европе 143,5 см. Знаете почему? Потому что, когда европейцы строили нам железную дорогу, они спросили у царя, делать ли шире колею. Царь сказал: «Да на фига?» (Он, правда, мужской половой орган вспомнил.) Европейцы подумали, что это прямое указание на то, насколько нужно увеличить ширину пути. Ну и высчитали среднестатистическую российскую величину этого самого органа. На 8,5 см колею шире и сделали. На самом деле ширина колеи больше в целях обороны.
- О чае. Если вас едет двое и больше - заказывайте чай по отдельности, если хотите пить не с одним пакетиком на всех. Стаканы, вилки, ложки вам обязаны выдавать бесплатно.
- Об эксцессах. Как-то раз я улыбнулась пассажиру, который ехал с женой, и она написала на меня жалобу. Заявила, что я вела себя вызывающе, оголяла свою татуировку (она у меня на бедре, ее не видно под юбкой) и вообще такие, как я, работать не должны.