Кентавр с неба: что «носят» с собой только российские десантники
Удивление и страх наших противников вызывают боевые машины десанта, БМД. Они приходят в движение сразу же после приземления, прикрывая беглым огнем бойцов, которым нужно время на то, чтобы собрать сброшенные на парашютах боеприпасы, специальное снаряжение, медикаменты и продукты питания.
Почти космическая подготовка
Идея десантирования бронетехники вместе с людьми пришла в голову легендарному командующему ВДВ СССР Василию Маргелову, благодаря которому этот род войск получил любовное название «войска дяди Васи». Василий Филиппович был убежден, что мобильность и скорость не только обеспечивают превосходство в бою, но и могут сохранить жизни десантников, которые он ценил превыше всего.
Именно он в конце 1960-х — начале 1970-х обивал порог министра обороны СССР Андрея Гречко, убеждая последнего дать разрешение на совершение опытного сброса БМД с экипажем на борту.
По инициативе Маргелова была создана уникальная автоматически раскрывающаяся парашютная система «Кентавр». Она состояла из пяти огромных куполов площадью 760 квадратных метров каждый и специальной платформы, на которую устанавливалась подготовленная к десантированию бронетехника.
Генерал понимал, что находящиеся в кабине БМД десантники будут испытывать колоссальные перегрузки, и настоял, чтобы для них установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов «Казбек-Д».
Несмотря на то, что испытания с манекенами и собаками прошли успешно, советское руководство не спешило давать разрешение на рискованный эксперимент. В то время считалось, что если американцы не могут позволить себе подобное десантирование, то наши бойцы тем более к этому не готовы.
Рисковал жизнью своего сына
Но невероятная харизма «дяди Васи», который одним из членов экспериментального экипажа назначил собственного сына Александра, сделала свое дело, и разрешение было получено.
В январе 1973 года мир потрясло сообщение о том, что советские десантники на БМД-1 успешно совершили приземление после сброса с парашютом, а первые же выстрелы после приземления точно поразили учебные цели.
По словам Героя Советского Союза Александра Маргелова, сына легендарного командующего, выпавшая из брюха транспортного Ан-12 БМД-1 сначала перевернулась. Как и космонавты, экипаж ощутил настоящую невесомость, а неизвестно откуда взявшаяся гайка на несколько секунд зависла перед лицом десантника.
БМД еще некоторое время раскачивалась в воздухе, а десантники как будто катались на качелях. Несмотря на то, что приземление было достаточно жестким, экипаж в течение считанных секунд освободился от фиксирующих систем и приступил к выполнению учебной задачи.
Западные военные эксперты по значению сравнили такое десантирование с полетом Юрия Гагарина в космос, а спесь с многих американских «ястребов войны» как-то неожиданно слетела.
Современные системы для десантирования бронетехники
Со временем на смену парашютному комплексу «Кентавр» пришел более современный «Реактавр». В нем используется всего один легкий купол площадью 540 квадратных метров, а десантируемая с транспортного самолета техника приближается к земле со скоростью 25 метров в секунду. Это значительно уменьшает время нахождения в воздухе, когда БМД остается уязвимой для зенитно-ракетной техники противника.
Благодаря установленным на десантной платформе реактивным двигателям скорость приземления у самой земли гасится практически до нуля, а соприкосновение с поверхностью происходит очень плавно.
После распада Советского Союза российские военные не забыли наставления Василия Маргелова. В конце 1990-х годов свет увидели новые парашютные системы ПБС-950 «Бахча», с помощью которых сбрасывались современные БМД-3 и авиадесантные самоходные противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД», являющиеся, по сути, легкими танками.
В 2018 году программа перевооружения российской армии предусматривает начало поставок в части ВДВ принципиально новой парашютной системы «Бахча-У-ПДС», которая не будет использовать специальную десантную платформу. С ее помощью новейшие БМД-4М и БТР-МДМ смогут приземляться даже на склонах горных хребтов.