Какую единственную неприятность доставила Людовику XIV его жена
Личность королевы Франции Марии Терезии многим известна по произведениям Александра Дюма — отца, который на страницах своих романов достаточно подробно описал жизнь французского королевского двора того времени. Правда, сама королева оставалась простым атрибутом истории на фоне бурлящих страстей ее мужа Людовика XIV. Какой же она все-таки была, эта несчастная, отданная замуж за «короля-солнце»?
Этот развратный французский двор
Мария Терезия, дочь испанского короля Филиппа IV и Изабеллы Бурбон, родилась 10 сентября 1638 года и стала единственным ребенком от этого брака, дожившим до совершеннолетия.
Испания в то время была страной строгих католических правил. Все ее жители усиленно молились богу и вели скромный образ жизни, в отличие от соседней Франции, в которой при дворе короля Людовика XIII бушевали нешуточные страсти.
Марию Терезию воспитывали в добродетели и послушании. В то время как ее будущего мужа Людовика XIV кардинал Мазарини целенаправленно развращал женским вниманием.
Мало кому известно, но в середине XVII века при французском дворе огромную популярность набрала «итальянская любовь», или гомосексуализм. Мазарини опасался того, чтобы симпатичный Людовик не ступил на эту тропу, и с раннего возраста подкладывал в постель короля «мазаринянок».
Нежеланная жена
Процесс бракосочетания французского короля Людовика XIV и испанской принцессы Марии Терезии прошел в 1660 году, когда новобрачным едва исполнилось по 22 года (Людовик оказался старше своей жены всего на пять дней).
Прибывшая во Францию принцесса шокировала всех присутствующих своим низким ростом и некрасивой внешностью, отчетливо выдающей присутствие крови австрийской семьи Габсбургов. Но еще больший шок вызвали ее скромные наряды, которые были просто чудовищными по сравнению с французскими пышными юбками, низкими декольте и утягивающими корсетами, поднимающими вверх даже не очень большую грудь.
Людовик даже пытался отказаться от свадьбы, но вынужден был подчиниться своей матери Анне Австрийской, для которой будущая невестка являлась племянницей. Стоит напомнить, что в то время король был увлечен чрезвычайно яркой итальянской аристократкой Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини.
На процедуру венчания Мария Терезия, конечно же, пришла одетой, как и полагается, но еще долго не могла свыкнуться с французской модой и традициями. При французском дворе потом сплетничали: юная королева была в ужасе от того, что перед первой брачной ночью ее раздевали родственницы мужа, а сам он вошел в спальню полураздетый в сопровождении своих друзей.
Машина по рождению наследников
Первый год совместной жизни прошел более или менее сносно. Находившийся под влиянием своей матери Людовик вел себя достойно и жене не изменял. Но в 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, являвшегося фактическим правителем страны, ставший у руля государства Людовик XIV, как бы сейчас сказали, полностью «распоясался».
Симпатичный и влюбчивый Людовик пользовался огромной популярностью у женщин, многие из которых пытались через него пристроить на «хлебные» должности своих родных и близких. Ну как можно было не воспользоваться такой возможностью?
Сначала фаворитки менялись с огромной скоростью, но позднее в жизни короля появились Луиза де Лавальер, родившая Людовику четверых детей, и Атенаис де Монтеспан, осчастливившая «короля-солнце» семерыми потомками.
При этом Людовик XIV не забывал и о собственной жене, регулярно посещая ее спальню. В результате этих посещений на свет появилось шестеро наследников престола, из которых до совершеннолетия дожил лишь будущий король Людовик XV.
«Королевы поехали!»
Большую часть времени Мария Терезия проводила в одиночестве или отправлялась в игорные дома, где проигрывала баснословные суммы государственных денег. Неумная королева была не способна поддержать изысканный разговор на тему политики, искусства или моды, поэтому придворные с ней общались скорее по необходимости, чем по желанию.
При этом она была скромна и не мстительна. Не известно ни одного случая, чтобы Мария Терезия занималась оговорами соперниц или организовывала покушения на них.
А Людовик XIV к своим похождениям относился очень просто. Отправляясь в загородное путешествие, он мог посадить в одну карету Марию Терезию, Луизу де Лавальер и мадам де Монтеспан, давая повод придворным едко шутить: «Королевы поехали!»
При отсутствии достаточного места для ночлега он предоставлял единственную кровать жене, а сам устраивался на полу, вместе с любовницами. При этом предлагал ей держать полог кровати открытым и наблюдать за всем происходящим на полу.
Смерть в муках
Король несколько остепенился, когда его фавориткой стала Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон, служившая воспитательницей детей Людовика от мадам де Монтеспан. Прозорливая Франсуаза настояла на сближении «короля-солнца» с женой, хотя сама с радостью принимала Людовика в своей спальне.
Казалось, что для Марии Терезии наступили спокойные времена. При дворе к ней начали относиться с большим уважением, а супруг все чаще начал проводить с ней свободное время в беседах. Но это продолжалось совсем недолго. У королевы неожиданно появляется нарыв под мышкой, который прогрессирует очень быстрыми темпами. Придворные врачи делают кровопускания и разнообразные примочки, но ничего не помогает.
30 июля 1683 года в возрасте 44 лет Мария Терезия скончалась в мучениях. Современные эксперты полагают, что она страдала от острой формы рака, но сегодня это уже не имеет совершенно никакого значения.
Когда Мария Терезия умерла, французский двор осознал, какую скромную и кроткую королеву он потерял, а Людовик XIV заявил, что это единственная неприятность, которую она ему доставила при жизни.