Библиотека Шнеерсона и Малая хасидская революция

 

Кто и зачем хочет присвоить имущество Российской Федерации

Американские хасиды (религиозно-этическое течение в иудаизме) решили возобновить давнюю тяжбу с Российской Федерацией и потребовали арестовать российское имущество - а именно библиотеку Шнеерсона. За посление четверть века подобных попыток присвоить принадлежащие России культурные ценности было предпринято немало, причем под самыми разными предлогами

Ранние эпизоды

 

Речь идет о библиотеке любавичских ребе (духовных отцов), которая была перевезена в Москву Йосефом Шнеерсоном во время Первой мировой войны. После революции, сопровождавшейся повсеместной национализацией культурных ценностей, библиотека Шнеерсона стала собственностью Советской России, а потом и Советского Союза. Сам Йосеф скончался в Америке в 1950 году.

Когда советский колосс пошатнулся, зять покойного Йосефа Шнеерсона при поддержке организации «Хабад» начал судебную атаку с целью получить причитающееся ему наследство. Однако в России (в отличие, скажем, от стран Прибалтики) нет закона о возвращении национализированного советской властью имущества, поэтому с точки зрения нашего законодательства претензии «Хабада» ничтожны. Тем не менее в 1991 году натиск едва не увенчался успехом, библиотеку спасло только сложившееся в стране двоевластие: новые российские судьи постановили вернуть библиотеку, а старые советские библиотекари воспротивились этому решению; заведующий отделом рукописей даже угрожал совершить самосожжение в помещении, где хранились бумаги Шнеерсона.

Следующую попытку хасиды предприняли лишь в 2010 году: тогда американский суд постановил вернуть библиотеку «Хабаду», которому она никогда не принадлежала. Россияне в ответ резонно потребовали вернуть несколько книг из этой библиотеки, которые были украдены из РГБ в начале 1990-х годов и оказались в собственности «Хабада».

В 2013 году судьи округа Колумбия, где расположен Вашингтон, не нашли ничего умнее, чем начислять России по 50 тысяч долларов штрафа за каждый день пребывания библиотеки в России. Интересно, что Минюст США был против такого решения, но в США суды действительно независимы – к сожалению, порой и от здравого смысла тоже. Глава МИДа РФ Сергей Лавров назвал постановление вашингтонских судей «не имеющим ничего общего с правосудием».

Тем не менее именно этот виртуальный долг, который сейчас приближается к сотне миллионов долларов, позволил «Хабаду» потребовать ареста российских счетов в американских банках и имущества Российской Федерации в США. Речь идет в первую очередь о счетах, которые сейчас являются замороженными в силу санкций США против отдельных российских граждан и организаций – с них проще всего взыскать этот странный долг.

Адвокатский рай

Юридически это дело – отличное упражнение для адвокатов. С одной стороны, согласимся, что нехорошо присваивать книги, у которых есть живой владелец. С другой – нет убедительных доказательств того, что шестой любавичский ребе Йосеф Шнеерсон был владельцем, а не хранителем этой библиотеки, собиравшейся за много лет до его рождения, где книги собирали всей общиной. Село Любавичи находится в России, в Смоленской области; решение покинуть страну хасиды принимали самостоятельно, советская власть как раз отменила все антисемитские законы и распоряжения империи. Есть также срок давности – библиотека перевезена более ста лет назад, и вот-вот исполнится век с ее национализации.

А учитывая, что американские хасиды всеми способами пытаются получить хоть какие-то книги еще до разрешения вопроса, то есть, проще говоря, крадут, их этическая позиция выглядит, мягко говоря, уязвимой.

Согласимся: книги и рукописи не должны лежать мертвым грузом, это безнравственно. Россия постепенно обеспечивает доступ к библиотеке Шнеерсона, передавая ее Еврейскому музею в Москве (как филиалу РГБ) – разумеется, с соблюдением определенных правил безопасности, которые необходимы при сложившейся нездоровой обстановке. Нет сомнения, что любой из лидеров «Хабада» может приехать в Россию и получить доступ к интересующим его книгам и документам. И чем меньше будет интриг, тем больше артефактов окажется в свободном доступе.

Поэтому перед нами – откровенное желание воспользоваться международной напряженностью для присвоения чужих культурных ценностей. Библиотека Шнеерсона, собранная когда-то на территории нынешней Украины, вообще никакого отношения к США не имеет. Хасидское направление иудаизма также зародилось на Украине; в России сейчас проживает немало хасидов, и совершенно неясно, почему нужно отбирать библиотеку у них и отдавать американцам. К слову, главный раввин России Берл Лазар – также выходец из хасидов.

В районе Еврейского культурного центра и Музея толерантности, где хранится часть оспариваемой библиотеки, всегда можно видеть множество мужчин в традиционной одежде правоверных иудеев – черный костюм, черная шляпа, белая рубашка. Вряд ли они будут в восторге от передачи столь ценных документов агрессивной религиозной группе из Соединенных Штатов. Честное слово, даже от Украины или Израиля претензии на библиотеку выглядели бы разумнее.

Четыре невозможных способа

Международные суды о взыскании имущества со столь сложной историей практически никогда не заканчиваются передачей этого имущества. Это всего лишь способ дать работу армии адвокатов с обеих сторон.

Исторические ценности обычно меняют место пребывания следующим образом.

Вывоз из колоний или полуколоний. Так, Греция и Египет были не в силах помешать британским ученым и иным археологам наполнять бесценными артефактами музеи и частные собрания всей Европы.

Военный захват и репарации. Кто сильнее – тот и прав. Так, Советский Союз вывез из побежденной Германии немало культурных ценностей. В том числе и 25 000 рукописей из той части библиотеки Шнеерссона, которая во время войны через Польшу оказалась в Германии.

Благородный жест, дар. Тот же СССР впоследствии вернул Германии, например, Дрезденскую галерею и множество других коллекций и ценностей.

Контрабанда. Таким путем в первой половине 1990-х из России были вывезены сотни тысяч картин, икон и других объектов высокой культурной ценности.

К большому сожалению американских хасидов, ни один из этих способов в обозримой перспективе не поможет «вернуть» никогда не принадлежавшую им библиотеку.