Эксперты пришли к выводу, что люди не достигают пика активности в среднем возрасте
Хотя примерно в возрасте 50 лет продуктивность, креативность и адаптивность начинают неумолимо снижаться.
Как правило, люди обвиняют в этом свою работу, брак и разбитые стремления. Но на самом деле средний возраст-это переходный период. Для большинства людей это естественно, управляемо и полезно, хотя и неприятно. Другими словами, это противоположность кризису.
Идея кризиса среднего возраста впервые появилась в статье психоаналитика Эллиот Жак в 1965 году и вскоре прижилась в популярной культуре. Психологи не обнаружили такого явления, когда проводили исследования, но идея кризиса среднего возраста отказывалась уйти в небытие.
По сути, нужно исходить из того, что старение само по себе либо не влияет на счастье, либо просто делает людей несчастными. Просто человек борется за счастье до середины жизни, а затем переходит на другую сторону. Эффект старения медленный и кумулятивный, недомогания растут упорно. Это может быть очень удручающим к середине 40-х. Затем, около 50 лет становится легче.
Люди довольно плохо объясняют причины свих несчастий. Вопреки американскому стереотипу о красоте, большинство из нас пробивается через спад среднего возраста не особенно удачно, потому что спад действительно может стать кризисом, если он приведет людей к импульсивным и дорогостоящим ошибкам, пишет Guardian.
Так что же такое спад? Похоже, это отчасти результат естественных изменений в наших ценностях. Мы начинаем взрослеть, в 20-30-е годы, амбициозные и конкурентоспособные, стремящиеся ставить баллы на табло и накапливать социальный капитал. В позднем взрослом возрасте, после среднего возраста, мы смещаем наши приоритеты от амбиций до углубления связи с людьми и деятельностью, которые наиболее важны для нас. В промежутках между ними мы часто испытываем смешанные чувства, когда старые ценности не принесли ожидаемого удовлетворения, но новые ценности еще не утвердились.
Особенно уязвимы те, кто добивается высоких результатов, именно потому, что они придают большое значение достижениям, и потому, что им есть за что быть благодарными. Они часто испытывают свое недовольство как неоправданное и иррациональное, но кривая счастья показывает, что при прочих равных условиях лучшее в жизни еще впереди. По мере того, как мы преодолеваем наши 50-е, 60-е и 70-е годы, старение делает нас более позитивными и уравновешенными, менее напряженными и сожалеющими. Кажется, это обеспечивает так называемое влияние позитивности на физический спад и плохое здоровье.
При этом, пишет Guardian, исследования в США показали, что люди в возрасте 55-65 лет чаще открывают компании, чем люди в возрасте 20-34 лет, и что пожилые работники столь же продуктивны, как и молодые (и повышают производительность тех, с кем они работают). Но вы никогда не догадаетесь об этом из-за того, что мы говорим о старении.