На прилавках помидоры и огурцы, лук и капуста стабильно удерживают высокую планку цен. С чем это связано, разбирался сайт EG.RU.
Лето - сезон фруктов и овощей, но почему-то сезонная продукция не становится заметно дешевле.
Сбор урожая
Планирование урожая волгоградский фермер Наргиза Садыкова начинает еще в ноябре: закупка семян, аренда техники, оборудования, ГСМ. А до этого времени уже прощупывается почва будущих рынков сбыта. Это основная головная боль овощеводов. Ну и еще летняя жара, но с последней договориться сложнее.
«Семена закупаем большими упаковками по 500-1000 штук. Помидоров на один гектар уходит 30 тысяч корней, по 1,5 рубля семечка. Чтобы засадить 4 га, нужно 60 тысяч рублей. Огурец дороже, по 2,4 рубля. На четыре гектара нужно 30 тысяч корней. 500 семян перца сладкого стоят 1500 рублей, на поле нужно около 70 тысяч корней», - раскрывает Наргиза тонкости своего бизнеса.
Полевые работы она начинает еще в феврале. В теплицах высаживают семена помидоров, овощей, перца, чтобы в апреле-мае перенести в открытый грунт уже подросшие растения. До ноября у фермеров больше не будет выходных, каждый день в поле, каждый день - борьба за урожай.
А бороться есть с кем: жуки, козявки, червяки ежедневно норовят сожрать часть урожая. В ход идут химикаты, а их тоже надо купить. Распрыскивать руками тоже не получится, нужно оборудование. Распрыскиватель на 600 литров стоит около 60 тысяч рублей. Единственное, что нельзя победить - это летнюю жару, а в этом году, еще и морозы, тоже летние. Они, кстати, наделали много бед.
«У нас морозы были в конце мая. Частями на поле убило помидоры, перец. Пересаживали, чтобы равномерно росли. Покупали уже готовые корешки. Цена за корешок уже не 1,5-2,5 рубля, а 5- 7 рублей», - делится Наргиза.
Семья Наргизы занимается огородничеством 24 года, 52 га взяты в аренду. Стараются соблюдать очередность посевов - половина засажена в этом году, половина в следующем. На полях работают своей семьей, а на уборку урожая нанимают рабочих. Собирать помидоры, огурцы приходят местные жители, но чаще - приезжие из ближнего зарубежья.
«Нанимаем 10 человек, этого хватает. Платим по 1000 рублей в день и кормим обедом. Уборка начинается с первых чисел июня. Тепличные сорта помидоров, огурцов, баклажан уже выспевают, можно продавать», - поясняет женщина.
Собирать урожай нужно через день, иначе сгорит в поле или перерастет. Десятки тонн идут на консервный завод по договору, но этот же документ строго оговаривает, что размер огурцов, например, должен быть 5-7 см, а все, что длиннее – неликвид. Это сдают перекупщикам.
Перекупщики везут товары в магазины
Происходит это прямо на поле. Самим возить товар на крупные рынки не принято. Дело даже не в трудностях - аренде машины или доставке товара до точки выгрузки, - а в самом рынке сбыта. Попасть на столичные рынки нереально, все давно поделено. Еще один страх: за тысячу километров от дома их попросту обманут, товар заберут, а деньги не получишь. Вот и продают овощи на месте, зачастую - по не самой выгодной цене.
«Перекупщики сами нас находят, ездят по полям, договариваются о цене на месте. Берут полные машины. В прошлом году лично мы взяли с гектара примерно по 33 тонны урожая. В этом году сладкий перец скупают по 21-22 рубля за кг, баклажаны по 18 рублей. Грунтовые помидоры еще не начались, цены не знаем пока», - говорит Садыкова.
Как только овощи перекочевали с поля в фуру, они становятся головной болью перекупщика. Его рынки сбыта уже отлажены. Фуры стремятся в столицу и крупные региональные города, где торговцы готовы брать товар десятками тонн. Кстати, лично продавать фермеру свой товар на местных рынках совсем невыгодно, даже если приехать в областной центр. Пока продашь две тонны, на поле перерастет 10 тонн продукции и окажется неликвидом.
На прилавке цена на продукты растет в 4 раза
В среднем в фуру можно загрузить около 20 тонн груза. Естественно, грузится больше. КАМАЗы с прицепами везут по 30-40 тонн. Кто-то берет цену за килограмм груза, кто-то за километр пути. В тариф заложены все траты, которые будут ждать в дороге, в том числе, на то, чтобы «закрывали глаза» на перевес.
«Ценник на прилавке формируется из высоких логистических затрат и жадности продавца. Если смотреть на стоимость арбуза, то ценник берется с каждого килограмма за километр пути, в среднем 5-7 рублей. Получается, чтобы доставить 20 тонн груза за 1000 километров, надо заплатить 100-140 тысяч рублей. Естественно, в ценник включены накрутки на зарплату водителю и владельцу авто. Дороговизна - это одна из причин, по которой проще продать тот же арбуз перекупщику по сходной цене на поле», - рассуждает Виктор Лазько, заведующий лабораторией луковых и бахчевых культур ФГБНУ Всероссийский НИИ риса.
Еще один аргумент в пользу того, что ценник не будет снижаться – это стоимость топлива. Рост цен на ГСМ бьет все рекорды. Пока справиться с ситуацией не получается, правительство хоть и пообещало взять ситуацию под контроль и заморозить стоимость топлива, но литры черного золота продолжают дорожать.
«Цена топлива выросла минимум на 15 процентов. Это значит, что конечный потребитель заплатит минимум на столько же дороже за каждый помидор или огурец. Плюс, свою долю накручивает продавец. Ему тоже нужно заплатить за аренду торговой точки, зарплату сотрудникам, купить торговое оборудование, получить прибыль. Честная накрутка процентов 25, но у нас она составляет гораздо больше. В среднем цена на каждый продукт от поля до прилавка возрастает в 4 раза», - говорит Лазько.
Как можно понизить цену на овощи?
Решить проблему можно созданием в регионах крупных логистических центров, куда фермеры будут сдавать свою продукцию, независимо от цен, которые дают перекупы.
Если такие точки будут контролироваться государством, то можно рассчитывать на стабильность отпускного ценника. Фермер будет знать, что у него будет стабильный рынок сбыта и может думать об увеличении севооборота, соответственно, объемы собственного товара позволят снизить ценник на рынке для конечного потребителя.
Еще один плюс такой схемы - это сокращение импорта и поддержка отечественного производителя.