Банкрот уже не тот. Чем заканчиваются попытки россиян избавиться от долгов через суд

Простым россиянам банкротиться совсем не выгодно. ФОТО: Pixabay.

Воспользоваться законом о банкротстве физлиц не так легко, как может показаться

Воспользоваться законом о банкротстве физлиц не так легко, как может показаться

Год назад вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие банкротство физических лиц. Вступления в силу данных положений ждали многие: попавшие в финансовую кабалу должники видели в банкротстве  шанс на спасение.  Однако на практике все оказалось не так просто. Банкротство, как выяснилось,  требует не только четкого понимания правовой стороны вопроса, но и – как ни парадоксально - дополнительных финансовых затрат со стороны должника. А это серьёзно затрудняет процесс обращения в суд, а порой и вовсе делает всю затею бессмысленной.

По крайней мере, для того, кто действительно застрял в долговой яме.

 

Как это делается

Кратко, процедура признания граждан банкротом начинается с того, что гражданин подает заявление о признании его банкротом в Арбитражный суд по месту жительства. В соответствии со ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2001 г. №127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», участие в деле  финансового управляющего при этом является обязательным.

Поэтому уже в заявлении о признании банкротом должник должен указать наименование и адрес саморегулирующей организации (СРО), из числа членов которой будет утвержден финансовый управляющий по его делу. В случае неисполнения данного требования заявление о признании гражданина банкротом Арбитражный суд оставит «без движения», т.е.  предоставит некий срок для устранения недостатков. В случае, если гражданин в срок не уложится – то есть не сможет вовремя найти СРО, которая согласится с ним работать - Арбитражный суд прекратит производство по делу.

КСТАТИ: Сколько это стоит При обращении в суд с заявлением о признании банкротом должнику придется оплатить государственную пошлину - в размере 6000 рублей -  и внести на депозитный счет суда 25 000 рублей - в качестве вознаграждения арбитражного управляющего. Также придется потратиться на почтовые услуги и расходы на опубликование сведений о банкротстве.

 

Почему это не работает

На практике ситуация складывается так, что получить статус банкрота для многих граждан невозможно (заметьте: речь не идет о должниках, которые не соответствуют всем указанным в  законе критериям; банкротиться не получается даже на полностью законных основаниях). И причина в том, что выбранная СРО просто-напросто  не предоставляет кандидатуру финансового управляющего. Потому что финансовые управляющие не хотят банкротить граждан за 25 000 рублей, им это неинтересно: объем работы по такому делу достаточно большой, а выхлоп – по их меркам ничтожный.  Другое дело, когда у должника имеется ликвидное имущество, от реализации которого финансовый управляющий сможет получить вознаграждение в виде процента.

Если такого имущества нет, заявитель – гражданин вынужден оплачивать работу финансового управляющего дополнительно. В среднем итоговая оплата составляет 300 000 - 400 000 рублей. Суммы внушительные. Получается, что при долге меньше 1 млн рублей банкротиться вообще нет смысла: это экономически неоправданно. Не говоря уже о том, что мало какой должник «в глубокой кабале» найдёт лишние 300–400 тысяч.

Итог: должник, у которого нет финансовой возможности оплатить дополнительное вознаграждение финансовому управляющему, остаётся ни с чем, так как СРО не предоставляет кандидатуру, а это влечет прекращение по делу в Арбитражном суде.

 

Хорошо это или плохо?

На этом фоне нельзя не согласиться с Минэкономики, в котором справедливо отмечают, что действующий порядок банкротства недоступен для должников, "находящихся в действительно затруднительном положении". Но вот хорошо это или плохо – вопрос спорный. В МЭР считают, что плохо, поэтому настаивают на упрощении процедуры банкротства для граждан с долгами от 50 до 900 тыс. рублей.  Им хотят позволить банкротиться без участия финансового управляющего.

Но есть два существенных нюанса.  Во-первых, не стоит забывать, что банкротство — это довольно непростая процедура, предусматривающая определённую последовательность правовых действий.  Далеко не каждый рядовой гражданин может справиться с этой последовательностью. Участие в арбитражном суде непрофессионалов — то есть тех самых «рядовых» — большая редкость, по той простой причине, что им это не под силу.

Во-вторых, можете ли вы себе представить, сколько в наше стране людей с неоплаченными долгами (хотя бы по банковским кредитам) на 50 тыс. руб.? И сколько из них попытаются  злоупотребить своим новообретённым правом обанкротиться «упрощенно»? В первую очередь ощутят непомерную нагрузку Арбитражные суды, так как снижение финансового порога до минимума спровоцирует шквал новых дел.  А в результате возникнет новая необходимость в дополнительных поправках к положению о банкротстве граждан.

Что ж, чиновникам в том же Минэкономразвития будет чем заняться в ближайшие годы.