Правда и мифы о Беломорканале
В 1933 году был торжественно открыт Беломорско-Балтийский канал. Его соорудили в рекордные сроки: путь в 227 километров был проложен всего за 21 месяц! Это достижение социализма вошло в историю как первая «лагерная» стройка СССР - в качестве основной рабочей силы привлекли заключенных ГУЛАГа: уголовный элемент и врагов народа. Одним из самых распространенных мифов российских либералов являются рассказы о якобы ужасных репрессиях на строительстве этого объекта всесоюзной важности. Но как было на самом деле?
О соединении Белого и Балтийского морей задумывались многие русские цари. Его пытался построить еще Петр Первый. Прототипом канала в 1702 году стала «Государева дорога» - шестиметровая просека, проложенная от Белого моря к Онежскому озеру. По этому пути волоком перебрасывали военные суда для участия в боевых действиях против Швеции. И только Сталину удалось воплотить эту мечту в жизнь.
Стройка началась в 1931 году. В то время в Советском Союзе был дефицит строительной техники, поэтому главной движущей силой Беломорканала стал физический труд. В стране не было и квалифицированной рабочей силы, поэтому решили использовать труд осужденных. Идея их использования на стройках СССР была предложена Нафталием Френкелем, руководившим созданием Беломорканала, и была одобрена в Кремле. Всего на строительстве работали почти 200 тысяч заключенных каналармейцев. Кстати, слово «зэк» происходит от обозначения «з/к». Его появление и восходит к сокращению от «заключенный каналоармеец», впервые появившемуся во время строительства Беломорско-Балтийского канала.
Кто не работает, тот не ест
Рабочий инструмент делался самими работниками непосредственно на месте стройки. А питание распределялось в зависимости от выработки. Те, кто отставал или болел, получал меньше еды. Каждому строителю Беломорканала выделяли в день по полкилограмма хлеба, кашу и суп. А вот ударников кормили на убой. Так стол зэков описывал советский писатель Александр Авдеев:
«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…»
Да, строительство канала не обошлось без жертв - умерло примерно десять тысяч заключенных. Но не из-за того, что их расстреливали или специально морили голодом. Самая распространенная причина смерти - инфекционные болезни.
За труд советское государство отблагодарило многих арестантов. После окончания строительства больше 12 тысяч человек сразу получили свободу, для 60 тысяч были сокращены сроки пребывания в лагерях. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев, который ударно работал на Беломорканале счетоводом и диспетчером.
Враги оценили
Многие западники сегодня утверждают, мол, канал построили зря, смысла в нем не было никакого. Но создание Беломорканала позволило доставлять природные богатства Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки и промышленным предприятиям в обход Скандинавского полуострова.
Важным было и его военное значение. Норвежские и английские рыболовецкие суда привыкли заходить в территориальные воды СССР для добычи беломорского тюленя. Попытки слабых кораблей советской морской пограничной охраны прекратить воровство немедленно пресекались вражескими военными кораблями. Как правило, на границе территориальных вод СССР постоянно находилась эскадра британского флота. Дошло до того, что в 1929 и в 1930 годах норвежцы и англичане обстреляли территорию СССР с моря. После переброски военных кораблей по каналу из Балтийского в Белое море желания у грабителей подплывать к территории Советского Союза больше не было.
Схема Беломорско-Балтийского канала
До начала Великой Отечественной войны было проведено шесть операций по переброске по каналу эскадренных миноносцев, две операции по переброске сторожевых кораблей и девять перебросок подводных лодок. Благодаря новому каналу Балтийский и Северный флоты стали резервом друг для друга.
Потенциальные враги нашей страны высоко оценивали построенный объект. Когда в 1939 году началась советско-финская война, Англия и Франция готовились в порядке помощи Финляндии высадить десант на севере СССР. Командующий французским флотом адмирал Жан Дарлан настаивал на захвате канала неповрежденным, считая его использование союзниками ключевым фактором для захвата Ленинграда. Но им этого сделать не позволили.
В том, что в годы Великой Отечественной войны успешные действия Северного флота способствовали удержанию Советского Заполярья, тоже сыграл огромную роль Беломорско-Балтийский канал.
- Папиросы «Беломорканал» стали самыми массовыми табачными изделиями в СССР. Говорят, что диаметр советских папирос, в том числе «Беломорканал» - 7,62 мм: якобы для того, чтобы в случае необходимости на тех же станках запустить производство патронов.
- Сленговое название окурка «бычок» получилось благодаря этим папиросам (сокращенно - БК), которое трансформировалось в «бычка».
- В Советском Союзе папиросы использовались для дачи взяток. При этом из них извлекался табак, и в пустую гильзу вставлялась свернутая в трубочку банкнота. После этого получателю взятки предлагали закурить и протягивали эту папиросу.
Кстати
- Панамский канал длиною 80 км строился 28 лет, Суэцкий протяженностью 160 км - 10 лет, Беломорканал в 227 км был выкопан за 1 год и 9 месяцев.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов