Пикассо, Дали, Роллан: гении, женившиеся на русских женщинах
12 июля 1918 года великий художник Пабло Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой. Этот брак, как считают специалисты, положил начало периоду неоклассицизма в творчестве гения, когда на его полотнах появились светлые тона и неискаженные лица, а сам Пикассо резко изменил свой образ жизни. Русские женщины, надо заметить, повлияли на судьбу и других мировых знаменитостей.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
В 1917 году гениальный танцовщик Сергей Дягилев давал свои «Русские сезоны» в странах Европы. Среди его лучших балерин была Ольга Хохлова – изящная, как статуэтка, сдержанная и благородная дворянка. Пабло Пикассо, который создавал декорации для дягилевской труппы, был поражен ее красотой в самое сердце.
Художник, невзирая на предупреждения друзей («Осторожно! Она русская, а значит, придется жениться!»), переезжал вслед за Ольгой вместе с балетом из города в город: за Флоренцией следовал Неаполь, за ним Барселона... Они вместе гуляли, много разговаривали, Пикассо постоянно рисовал Ольгу и даже познакомил ее со своей матерью.
После свадьбы в Париже были сняты сразу две квартиры: одна – для мастерской художника, вторая – для семейного гнездышка. Ольга с головой погрузилась в наведение уюта, бросив ради мужа балет, и в Южную Америку труппа Дягилева уехала без нее.
Пикассо же через некоторое время стал тяготиться верной и правильной женой. Ему не хватало безумств, свойственных его натуре авангардиста. Не прошло и 10 лет после свадьбы, как он влюбился в другую, и все завертелось, как и до встречи с Хохловой. Ольга, успевшая серьезно полюбить художника, преследовала его очень долго, чем не на шутку раздражала увлекающегося Пикассо.
Потом она стала требовать развода, уйдя из его дома вместе с сыном, но Пикассо так и не развелся с женой: после развода согласно брачному контракту она должна была получить большую часть его картин. Ольга Хохлова, русская танцовщица, осталась единственной женой Пикассо.
Хосе Рауль Капабланка и Ольга Чегодаева
Кубинский «бог шахмат» Хосе Рауль Капабланка всегда нравился женщинам: он отличался высоким ростом, очень привлекательной внешностью и прекрасными манерами. Добавьте сюда непревзойденный талант и известность.
Ольга родилась в Тифлисе. К моменту их встречи за плечами у нее был брак с блистательным князем Чегодаевым и переезд в 1921 году в Америку.
С Капабланкой она встретилась на дипломатическом приеме. Танцевали все мужчины кроме него. Он не сводил глаз с Ольги, а когда ему удалось подойти к ней ближе, то он твердо сказал: «Однажды вы станете моей женой». Упорный шахматист добился своего. Жена присутствовала на всех его поединках, хотя ничего не понимала в игре. На вопросы она отвечала, что следит вовсе не за положением фигур на доске, а за выражением лица своего мужа: оно говорит ей намного больше.
Русский поэт Константин Бальмонт называл ее «солнечной девочкой», но Ольга превращалась в настоящую тигрицу, если ей казалось, что муж нуждался в ее защите.
В 1942 году Капабланка умер от инсульта. Ольга прожила еще четверть века. После Капабланки у нее было еще два мужа.
Сальвадор Дали и Гала (Елена Дьякова)
Одни ее обожали, другие боготворили, третьи ненавидели, однако ее имя неизменно было тесно связано с именем Сальвадора Дали. Замужняя Елена познакомилась с Дали в испанской деревушке, куда художник пригласил ее мужа отдохнуть.
Знаменитый сюрреалист носил тогда белоснежные брюки, шелковые рубашки, жемчужное колье и браслет. Он произвел на Елену, которую муж называл Гала («праздник» в переводе), сложное впечатление: по ее словам, она сразу поняла его гениальность, но уж очень он был ни на кого не похож. Тем не менее 35-летняя Гала тоже очаровала 25-летнего художника, и дальнейшая их жизнь проходила рядом.
Она была для Дали всем: возлюбленной и матерью, нянькой и музой, агентом и домоправительницей... Про нее говорили, что она жадная и алчная, а она утешала Дали, когда он просыпался от ночных кошмаров, следила за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства, терпеливо, шаг за шагом сражалась с его мнительностью и неуверенностью.
Совместная жизнь супругов отличалась эксцентричностью: они оба вели беспорядочную интимную жизнь, сохраняя вместе с тем нежность и страсть друг к другу. Гала умерла раньше на 7 лет, и остаток жизни художник безутешно горевал по любимой.
Имре Кальман и Вера Макинская
Они познакомились в гардеробе венского кафе. Гардеробщица не хотела обслуживать девушку, пока пальто не получит знаменитый композитор, и Имре Кальман возмутился.
Вера была бедной эмигранткой из России и, конечно же, отлично знала, что перед ней сам маэстро Кальман. Решив воспользоваться случаем, она попросила работу в труппе венского театра: там как раз шла оперетта Кальмана «Герцогиня из Чикаго».
Закрутился роман, скоро Кальман сделал предложение руки и сердца, и «Верушка», как он звал любимую, его приняла. В честь жены маэстро создал одну из самых своих известных оперетт: «Фиалки Монмартра».
Ромен Роллан и Мария Кудашева
В 70 лет известный французский писатель Ромен Роллан женился на 40-летней Марии Кудашевой. Эту русскую называли авантюристкой, приписывали ей меркантильные соображения, считали хищницей. А Майя, как называли Марию близкие, безоглядно любила Ромена. Она прочитала его книгу «Жан-Кристоф» еще в 1922 году и тут же написала автору письмо на французском языке. Он в ответ пригласил поклонницу в Швейцарию, и она приехала. Вскоре они поженились.
Благодаря Майе Роллан горячо полюбил Советский Союз. Он посетил Москву и пообщался с Иосифом Сталиным, описал свое путешествие в самых восторженных словах и был признан в нашей стране прогрессивным писателем.
Злые языка говорили, что Кудашева была агентом советской разведки, что она выполняла задание завербовать французского писателя. Но какое все это имеет значение (даже если это все и правда) по сравнению с той нежностью и преданностью, которую Мария Кудашева, по признанию самого Роллана, дарила ему все годы, что они были вместе.