Жертвами борьбы Третьяковки с «нелегальными экскурсиями» стали рядовые посетители

Третьяковка ведет борьбу с нелегальными экскурсиями,, а страдают посетители
Третьяковская галерея. ТАСС
Желающие осмотреть экспозицию галереи теперь должны хранить молчание

Группки  студентов, школьников или просто любителей искусства, бурно обсуждающие увиденное, —  обычное дело для любого музея мира. Максимум, о чем их могут попросить смотрители — вести себя потише, чтобы не мешать другим посетителям.

Однако с некоторых пор в Третьяковке установили свои новые правила. Касаются они внештатных экскурсоводов. Теперь для того, чтобы провести экскурсию, человек, не работающий в штате, должен заплатить галерее за проведение групповой экскурсии и получить бейдж «гида-гостя».

Экскурсия для группы до 20 человек в Лаврушинском переулке стоит 5310 рублей, а на Крымском Валу можно проводить такие экскурсии бесплатно.

При этом само понятие в новых правилах Третьяковки более чем расплывчато, зато указан допустимый размер экскурсионной группы —  «от 1 до 20 человек». То есть если посетители пришли в галерею вдвоем и при этом один из них что-то рассказывает второму, то сотрудники выставки могут посчитать это «экскурсией» и принять соответствующие меры.

Жертвами нововведения все чаще становятся понимающие искусство посетители, обладающие определенными знаниями в живописи. К примеру, сотрудник МГУ, кандидат исторических наук Максим Шевченко на своей странице в фейсбук* рассказал об одном таком случае.

В середине июня он вместе с коллегами, студентами и аспирантами ходил на выставку Верещагина в Третьяковку на Крымском Валу.

Участники группы "обменивались впечатлениями" и "задавали друг другу вопросы по поводу увиденного", однако охранник потребовал это прекратить, увидев в этом признаки "экскурсии без аккредитации". Попытки выяснить, можно ли вообще разговаривать в музее и что сотрудники музея называют экскурсией, оказались напрасными.

На выходе группу уже поджидали "старший лейтенант МЧС" и сотрудница галереи, которые заявили, что действия посетителей незаконны. Историкам объяснили, что в случае прохода на выставку группой "от 1 до 20 человек" нужно запрашивать разрешение у музея. Перевести все в шутку вопросом, как они себе представляют "группу из одного человека", им не удалось.

Тогда доценты обратились в Минкультуры. Директор департамента музеев Юрий Евтюхин попросил главу Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову разобраться в ситуации.

И этот случай совсем не единичный. Буквально через пару дней после описанных событий в Третьяковку вместе с друзьями пришел главный редактор делового журнала Fashionograph Тим Ильясов. Своими впечатлениями о того, с чем ему пришлось столкнуться в музее, он поделился на своей странице в фейсбук*. По мнению Ильясова, Третьяковская галерея его «неприятно ущемила в элементарных человеческих правах».

Сначала на него и его спутников «шипели смотрительницы», которые сообщили, что «вести экскурсии могут только сотрудники музея». Затем подоспели и охранники с требованием «показать бейдж» или ничего не рассказывать и не обсуждать.

«С какой стати мне отказывают в моем естественном праве разговаривать? Разгневан и разочарован», - заявил Ильясов.

Уже в начале июля о такой же проблеме рассказал в фейсбук* пользователь, пишущий под ником Tnargime Rǝnni, который назвал ситуацию «позором Третьяковки».

Заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер сказала «Медузе», что эти меры были необходимы. «Нередко в руководство галереи поступают жалобы от самих же посетителей на то, что некий гид в одном из залов рассказал неверную информацию. А потом выясняется, что это был вовсе не наш гид, а кто-то из гостей галереи».

Комментируя открытое письмо сотрудников МГУ в Министерство культуры по поводу этой ситуации, Эльзессер сказала, что  преподаватели «проводили занятие», а значит, должны были сообщить об этом руководству галереи и внести соответствующую плату. Видимо, для того чтобы искусство стало к народу еще ближе.





*Организация запрещена на территории РФ


Выставка в Новой Третьяковке: «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов»
Почему в Третьяковке запрятали выставку главного советского авангардиста