Большинство людей считает эти занятия «непыльной» работой, не представляя, что много лет назад из-за них тяжело болели
В XIX веке молодые женщины довольно часто умирали в результате родов, этому даже никто не удивлялся. Впрочем, медицина в то время находилась на столь невысоком уровне, что к тяжелым заболеваниям и даже смерти могли привести даже последствия будничной работы.
Горничная: болезни суставов
Представление о работе горничной в былые времена мы чаще всего составляем по красивым костюмным фильмам: симпатичная девушка в кружевной наколке и белом переднике с улыбкой подает хозяевам и их гостям чай, кофе, застилает постели и помогает хозяйке одеваться.
В действительности обязанности горничной были гораздо обширнее. Зачастую им приходилось выносить каждое утро ночные горшки, убирать во всех комнатах, чистить до блеска каминные решетки и столовые приборы и делать еще много чего. И подносы, на которых они подавали завтраки, обеды и ужины (а не только чай!) были очень тяжелыми.
Принимая на работу горничную, в первую очередь обращали внимание на то, сильные ли у нее руки, - это было очень важно. А самая тяжелая и опасная работа горничной заключалась в натирании воском полов. Приходилось опускаться на колени и в таком положении наводить блеск в течение нескольких часов. Чем больше особняк — тем больше полов, а натирали их не реже, чем два-три раза в неделю.
Бедные горничные уже через пару лет страдали от невыносимой боли в смещенных коленных чашечках, спустя еще некоторое время развивалось хроническое воспаление коленного сустава. Некоторые бедолаги потом вообще переставали ходить из-за страшных болей в коленях.
Прачка: заболевания дыхательной системы, позвоночника и кожи
Это сегодня со стиркой все просто — качественные порошки и отбеливатели, автоматические машины, горячая вода... А 150 лет назад женщины, зарабатывавшие на жизнь стиркой чужого белья, занимались по-настоящему тяжелым физическим трудом.
Чтобы избавиться от пятен, белье приходилось долго намыливать вручную, оттирать, полоскать. Это и для собственной-то семьи делать довольно тяжело, а если для заработка... Кожа на руках выглядела ужасно — вся стертая и потрескавшаяся от щелока, со слезшими ногтями. Помимо носильных вещей стирали вручную и постельное белье.
Приходилось выкручивать тяжелые мокрые простыни, выворачивая суставы. Стирали, наклонившись над корытом. В таком положении — согнувшись — прачки проводили по много часов подряд, от чего смещались позвонки. От тяжелого душного пара (белье обычно вываривали) страдала кожа лица, становясь красной и мокрой. Пар проникал в бронхи, женщины зарабатывали заболевания дыхательных путей. А выстиранное белье нужно было еще и выгладить.
Простояв несколько часов в наклоне, прачка поднимала корзины с тяжелым бельем. Спустя несколько лет такой работы развивались межпозвоночная грыжа и опущение матки.
Сиделка: туберкулёз и болезни позвоночника
Еще труднее было сиделкам. Их нанимали для ухода за больными и стариками. Женщинам-сиделкам приходилось много раз в день переворачивать или поднимать пациентов, помогать ходить, поддерживая, мыть их, помогать справлять нужду и ликвидировать последствия, если «что-то пошло не так», менять постельное белье, кормить и давать лекарства по часам... Кроме того, сиделка становилась парикмахером, стригла ногти на руках и ногах, утешала, выслушивала.
В первую очередь, от такой физической нагрузки страдала спина сиделки. Кроме того, на протяжении всего XIX века и в России, и во всей Европе зверствовал туберкулез. Добросовестные сиделки часто становились жертвами этой болезни и впоследствии умирали.
Кстати, если присмотреться к обязанностям современных сиделок — в общем-то все осталось по-прежнему, исключая, пожалуй, только туберкулез. И ворочают, и поднимают, и моют...
Швея: слепота и варикоз
Швей считали неквалифицированной рабочей силой — это портных ценили и хорошо оплачивали их труд. Хотя, конечно, работать швеей могли только очень аккуратные женщины с хорошим глазомером и верной рукой, способные положить ровную строчку и сделать прочные швы. Платили им крайне скупо. Чтобы хоть как-то прокормиться, приходилось неотрывно работать с раннего утра до поздней ночи. Швеи не могли себе позволить лишнего пятиминутного перерыва, чтобы поднять голову, встать, пройтись, размяться, наконец просто выйти на воздух.
Часто от такой жизни развивались застойные явления в тазу, что для женщин очень опасно, так как влечет за собой варикозное расширение вен и различные воспаления.
Со временем смещались шейные позвонки, швея мучилась болями в шее. Затем наступало ухудшение зрения (шили при свечах) — вплоть до полной слепоты, которую многие швеи получали в еще довольно молодом возрасте.
Няня: тяжёлые неврозы
Гувернер или гувернантка проводили занятия с детьми несколько часов в день. Няня же обязана была присматривать за своими подопечными круглые сутки. А поскольку семьи тогда были многодетными, на попечении няни обычно оказывалось сразу несколько детей разных возрастов. Ей вменялось в обязанности кормить, одевать, раздевать, развлекать, ну и, конечно, воспитывать всю эту ораву.
Спать при такой жизни было почти некогда: кто-то из детей почти всегда или болел, или страдал кошмарами, или просто капризничал. Несчастные няни, измученные хроническим недосыпом, нередко страдали галлюцинациями и неврозами, что через несколько лет превращало их во взвинченных неврастеничек со странностями.
Часто хорошенькие девушки из обслуги соблазнялись предложениями богатых господ и становились их любовницами. Правда, в результате такого покровительства обычно рождались дети, и это сильно осложняло и без того непростую жизнь служанок: богатый любовник тут же исчезал, и ответственность за новую жизнь целиком ложилась на плечи молодой матери. Одни продолжали упорно трудиться, подрывая свое здоровье, пока хватало сил. Другие в отчаянии подкидывали детей в приюты. Третьи выходили на панель...