Семь раз отмерь, один раз запость: как потерять работу из-за «ватки»

Социальный сети Источник: pixabay.com

Колумнист EG.RU, управляющий партнер коммуникационного агентства SNMG Денис Терехов высказался о скандале, разгоревшемся вокруг поста PR-директора Галины Паниной

Роковой пост про «ватку»

Сразу после невероятной победы нашей сборной в 1/8 финала чемпионата мира по футболу в российском сегменте Facebook случился, казалось бы, мелкий скандал. PR-директор компании «Леруа Мерлен Россия» Галина Панина написала пост о том, что пьяные болельщики якобы сожгли девушку в Подмосковье. Завязалась дискуссия. Галина называла своих оппонентов «ватой» (производное от «ватник», так иногда оскорбляют патриотически настроенных россиян), а всеобщее футбольное ликование — «победобесием». Оставим на ее совести эти высказывания, в интернете и хуже пишут.

Меньше чем за сутки Панина стала объектом критики со стороны профессионального сообщества и журналистов. Поначалу игнорировавшая скандал французская компания была вынуждена отстранить ее от работы и выпустить официальное заявление с извинениями. В Telegram даже появилась группа, призывающая к бойкоту магазинов «Леруа Мерлен». И я не удивлюсь, если это сработает. Повседневная ругань в блогах стремительно перерастала в серьезную бизнес-проблему.

Границы дозволенного

Мне сложно быть до конца объективным, потому что я хорошо знаю Галю, мы время от времени общаемся на профессиональные и личные темы и она мне даже симпатична как женщина. Но эта история, конечно, не про нее конкретно, а про то, что в современном информационном мире невозможно отделить личное пространство от общественного (корпоративного) и за каким небрежным словом последует информационный ад, невозможно предугадать.

Мы знаем с десяток историй увольнений учителей за вполне безобидные фото с пляжа, которые показались моралистам из родительского комитета порнографией. Но вот официальное отстранение директора по коммуникациям за пост в Facebook, да ещё и с публичным заявлением, пожалуй, происходит впервые. И это заставляет задуматься, где проходит та грань, после которой ты перестаешь принадлежать самому себе и начинаешь олицетворять свою фирму.

Начальнику департамента нельзя дискутировать в блогах? Ну, допустим. А заместителю начальника? Ну, допустим тоже нет. А специалисту, а секретарю? Это напоминает известный софизм про то, сколько камешков считать кучкой: два… три… десять… сто.

Компьютерный гигант Dell нашел изящный выход, выпустив циркуляр, в котором сотрудникам предписывалось начинать любое сообщение в социальных сетях уведомлением примерно такого содержания: «Я Джон Смит, работаю в Dell программистом, но этот пост содержит мою личную позицию…». Забавно, что в случае с Twitter эта оговорка занимает больше половины отведенных на пост 140 знаков.

Кэш всё помнит

История с Паниной ничему никого не научит. Потому что «маленький человек» будет продолжать думать, что его никто не заметит, а «большой человек» — что ему все можно. Но кэш «Яндекса» и Google помнит все, и вне зависимости от того, стер ты свой неосторожный пост или нет, кто угодно (не говоря уже о специалистах) найдет, сохранит и предъявит.

У меня иногда спрашивают, как удалить свои голые фото из интернета, я всегда отвечаю: нужно просто не фотографироваться голым. Галина Панина, кстати, злоупотребляла в своем Facebook кадрами в бикини.