С плацкартными вагонами у Бари Каримовича связана почти вся его гастрольная жизнь
Утром 3 июля ряд СМИ сообщили о том, что РЖД намерены отказаться от использования столь популярных у путешественников плацкартных вагонов. А на смену им должны прийти вагоны принципиально нового типа — с кондиционерами, USB-портами, розетками, беспроводным интернетом и даже душевыми кабинами.
Однако позднее в РЖД уточнили, что в планы компании не входит полный отказ от такого дешевого и порой незаменимого вида вагонов.
EG.RU решил узнать у известного музыканта и продюсера Бари Алибасова, как он относится к таким новостями и что значили эти плацкартные вагоны в его музыкальной карьере.
«Я хорошо помню плацкартные вагоны с самого детства. Больше того, мы ездили в них на третьих полках, где должен стоять багаж. Нас туда взрослые забрасывали. Я родился в Чарске Семипалатинской области. Во времена моего детства никаких самолетов не было, а поезда были перегружены. Когда мы ездили к тете в Алма-Ату всей семьей, так нас, детей, запихивали вместе с вещами на третьи полки. И нам там было очень уютно», — вспоминает Бари Каримович.
В середине 60-х годов, когда Алибасов только начинал гастролировать, проблема с билетами была очень серьезной. По его воспоминаниями, в те годы нередко поезда брали, как крепости, со всем соответствующим «оборудованием» — лестницами, крюками, веревками. Ездили даже на крышах вагонов. А если уж кому удавалось попасть внутрь самого вагона — это уже была очень комфортная поездка.
«Когда мы начали гастролировать по всему Казахстану, все эти проблемы так и оставались системными и регулярными. Даже в 80-х годах, когда мы начали работать в Саратовской филармонии, были сложности с билетами на поезда», — рассказывает музыкант.
Как-то раз Алибасов вместе с группой «Интеграл» — Юрием Лозой, Ириной Комаровой, Михаилом Лазаревым — отправился на гастроли из Саратова в один из областных городов. И в плацкартном вагоне неожиданно возникла драка из-за верхних мест.
«Она быстро переросла в настоящее кровавое побоище: в крови был весь вагон. Дрались, не жалея бутылок водки — ими били по головам», — со смехом вспоминает Алибасов.
С группой «На-На», которая появилась в 1989 году, конечно, тоже довелось путешествовать в плацкартных вагонах, хотя в это время уже начался экономический кризис и билеты стали более доступными — народ гораздо меньше путешествовал.
Но даже тогда еще были направления, по которым почти невозможно было купить билеты — в сторону Ленинграда, в Сибирь, на Север. Поэтому часто для того, чтоб залезть в вагон, нужны были серьезные спортивные навыки.
«Транспортные проблемы в нашей большой стране были всегда, и людей всегда было много. А складывалось впечатление, что страна неожиданно выросла и поэтому не хватает транспорта», — говорит Бари Каримович.
Что касается отказа от использования плацкартных вагонов, то если будет экономическая необходимость, то их просто вернут обратно на железную дорогу, считает Алибасов.
«Так что надо порекомендовать, чтобы их как следует смазали солидолом и далеко не прятали. Учитывая прогнозы современных экономистов, такая необходимость в дешевых плацкартных вагонах вполне может возникнуть», — уверен он.