Депрессия скучающей и несчастной в браке богачки пошла на пользу всему просвещенному миру
Она очень рано потеряла мать и выросла в доме с бабушкой, отцом и гувернантками. Чувство вины перед матерью, в смерти которой с самого детства обвиняли девочку, в результате привело ее на знаменитую кушетку легендарного психоаналитика Зигмунда Фрейда.
Жизнь до Фрейда и первый капитал
Родственница самого Наполеона, Мари Бонапарт, родилась в Сен-Клу, престижном западном пригороде Парижа 2 июля 1882 года. Впервые она проявила характер в момент достижения совершеннолетия. Дело в том, что девочка унаследовала от матери немалое состояние, распоряжаться которым привыкли ее родственники.
Тогда Мари твердо настояла на передаче в ее руки управления семейным капиталом, несмотря на попытки отца давить на родственные чувства и неопытность. Но девушка с завидной легкостью вникла в финансовые дела семьи. Состояние открыло перед ней многие двери. В том числе, она получила в мужья сына греческого короля Георга Первого и русской великой княжны Ольги Константиновны. Брак принес Мари двух детей и титул принцессы Греческой и Датской.
Лечение депрессии
Позже в своих работах Мари будет описывать свой опыт замужества как неудачный и удачный одновременно. Понимание того, что ее тело не откликается на ласки, постепенно довело женщину до глубокой депрессии. Попытки вылечиться от фригидности с помощью медикаментов ни к чему не привели.
Мари уже была готова лечь под нож хирурга, но тут ей на глаза попались работы Зигмунда Фрейда. Впечатленная его изысканиями в сфере психоанализа, Мари ринулась к доктору с просьбой о лечении. Несмотря на то, что муж был против и считал Фрейда шарлатаном (впрочем, так считали и многие другие), Мари фактически бросила семью и уехала в Австрию, где и провела с Фрейдом несколько лет как анализантка. Подобной практики столь длительного анализа до той поры не существовало. Опыт Мари положил начало новой традиции долгосрочного сотрудничества пациента с аналитиком. Обычно психоанализ длился максимум несколько месяцев, здесь же речь идет о годах, а то и о бессрочном сотрудничестве, если это устраивает и пациента, и аналитика.
Еще один новый способ общения был создан принцессой Марией. Сейчас это обычная практика, но в первой четверти XX века подобное было в новинку. Называется этот способ «прерванный психоанализ» и подразумевает под собой что-то типа отпуска, когда анализант приезжает к своему аналитику на какое-то время, оставляя все свои обычные дела дома. Обычно это несколько недель в году, а аналитик находится частенько в другой стране.
И еще одно новшество от Мари Бонапарт. Для того чтобы в наше время начать аналитическую практику, не требуется ни психологического, ни медицинского образования. Достаточно иметь определенный склад ума, что и доказала принцесса Мария, став одной из первых успешных психоаналитиков Франции.
Если подумать, то в теоретической или практической части психоанализа Мари не оставила заметного следа. Зато она проявила себя как превосходный организатор и менеджер в продвижении дела психоанализа во Франции. Только благодаря ее усилиям Париж долгое время оставался центром психоаналитического мирового сообщества. Ее стараниями и на ее деньги была открыта клиника, специализировавшаяся на лечении депрессий.
В то время депрессия не признавалась болезнью, и Мари пришлось открывать обычную «психушку», добавив специализацию по депрессиям уже после того, как были оформлены все документы. Налаживание работы клиники, привлечение ведущих психоаналитиков тех лет, организация и наполнение журнала «Ревю французского психоанализа» должно было занимать все время женщины. Но посещение кабинета Зигмунда Фрейда было неизменной частью ее графика.
Загадки женской психики
На основании работы с принцессой Фрейдом было описано множество характерных отклонений женской психики, истероидные состояния и способы борьбы с ними. В частности, Мари переносила на Фрейда образ своего отца, что позволило, в конце концов, выявить причины ее патологий.
Годы тесного общения позволили Фрейду и принцессе Мари стать друзьями. Когда к власти в Германии пришли нацисты, над психоаналитиком нависла опасность смерти. Еврей, да еще и со взглядами, расходящимися с идеями национал-социализма был вдвойне неугоден. Многие приняли участие в том, чтобы вывезти доктора из страны, но наибольшую роль сыграла, без сомнения, Мария Бонапарт.
Она практически выкупила Фрейда с родными, внеся так называемый «долг германскому правительству», составлявший около 5000 долларов, сумму, которой семья Фрейда не располагала. Этот жест стал спасением для Фрейда, вначале отказывавшегося уезжать из Вены. Доказательством правильности его отъезда стало то, что все его сестры сгинули в концлагерях.
Вклад в психоанализ
Основанная принцессой Греческой клиника лечения депрессий действует до сих пор. Располагается она в знаковом месте: бывшем владении Антуана де Сент-Экзюпери, который и сам страдал глубокой формой депрессии. Многие идеи и теоретические изыскания Мари Бонапарт уже давно пересмотрены и подвержены сомнению. Но, как бы там ни было, принцесса стала одной из самых ярких и нетрадиционных фигур в развитии современного психоанализа, а ее работы до сих пор интересны историкам в плане становления этой аналитической дисциплины.